На рынках железной руды в начале 2017 года возобновилось ценовое ралли. Но из-за избыточного предложения обостряется борьба между поставщиками. Рудные компании Украины тоже стремятся воспользоваться моментом — но долго ли продержится взлет цен?
В середине февраля возобновилось ценовое ралли на рынке железорудной продукции (ЖРП). Стоимость фьючерсов при поставке в Китай превысила $108/тонна. Это максимум с 2013 г. Спотовые котировки уже составляют $92-93/тонна CFR, уточняет Delo.UA эксперт аналитического отдела центра "Укрпромвнешэкспертиза" (УПВЭ) Дмитрий Желтяков. Он связывает рост цен с быстрым восстановлением спроса в металлургии КНР по окончании празднования Нового года по лунному календарю и в преддверии весеннего подъема потребления. Также играют роль спекулятивные игры на фьючерсном рынке.
Потребительские настроения подогреваются заявлениями Пекина о новых программах инвестирования в инфраструктурные проекты, что потребует дополнительных объемов металлопроката и, соответственно, железной руды. Добавим и такой фактор, как указание правительства ряду меткомпаний сократить производство для ослабления уровня загрязнения окружающей среды.
Примечательно, что цены растут на фоне рекордного увеличения запасов ЖРП в китайских портах до уровня в 127-130 млн тонн.
Ситуацией наверняка попробуют воспользоваться украинские горнорудные предприятия-экспоретры.
Ведь после остановки трех металлургических предприятий в зоне АТО не стоит ожидать увеличения поставок на внутренний рынок.
Причины подъема
Мировой железорудный рынок зависит от обстановки в Китае, который потребляет около 2/3 ЖРП в мире (из приблизительно 3,3 млрд тонн годовой добычи). Так, в 2016-м импорт руды в страну вырос на 7,5% до 1024 млн тонн при спаде внутренней добычи примерно на 3% до 1200 млн тонн. А вот прогнозы снижения выплавки стали в КНР не оправдались: в 2016 году показатель вырос на 1,2% до 808,4 млн тонн.
Этому пока что не мешает даже уменьшение металлоэкспорта, за год составившее 3,5% (до 108,46 млн тонн). По словам аналитика Геологической службы США Рэя Мюллера, оно компенсируется внутренним спросом. Тем более что Пекин под давлением глобального металлургического лобби запустил масштабную программу секвестра сталеплавильных мощностей. В 2016 г. закрыто на 80 млн тонн/год. До 2020 г. намечено вывести из эксплуатации не менее 150 млн тонн "годовых". Но это во многом касается мини-заводов, работающих на металлоломе, и спрос на руду не сильно изменится.
В 2017 г. тенденция сохранится: добыча руды в Китае не вырастет. А вот потребление будет активным из-за госпрограмм развития и общего тонуса национальной экономики, которая продолжает быстро расти (на 6,7% в минувшем году), отмечает Мюллер в комментарии Delo.UA. Значит, увеличится импорт: старший экономист Westpac Banking Corp. (Австралия) Джастин Смирк прогнозирует на 2017 г. рост на 2-3% до 1050 млн тонн.
Такое развитие событий оказывает долгожданную поддержку рынку, уставшему от минимальных котировок в $35-40 за 1 тонну на условиях CFR.
Еще один фактор повышения — спекулятивная игра той части мировых трейдеров, которая заинтересована заработать на повышенных ценах.
Менеджер по работе с инвесторами и коммуникациям компании Ferrexpo Ингрид МакМэхон в комментарии для Delo.UA добавляет в список еще одно несложное объяснение — сезонность. В І квартале каждого года нехватка предложения руды возникает из-за погодных условий в Северной Австралии.
"И это все происходит при том, что на глобальном рынке ЖРП сохраняется устойчивый общий профицит, — детализирует Мюллер. — Баланс предложения и спроса может быть достигнут не ранее чем через 7-10 лет, когда металлопотребление, которое все никак не восстановится после кризиса-2008, наконец приблизится к равновесию с поставками руды. Пока же к 2020 г. ее крупнейшие производители нарастят ежегодные поставки на 200 млн тонн, в т.ч. Австралия — до 934 млн тонн (с 835 млн тонн в 2016-м), Бразилия — до 480 млн тонн (с 371 млн тонн). Это увеличит избыток с 20 до 56 млн тонн уже в 2018 г., который впоследствии может быть нивелирован".
Несмотря на профицит
"Большая тройка" (Бразильская Vale, австралийские BHP Billiton и Rio Tinto) совместно обеспечивают около 60% мирового предложения ЖРП. И они уже пользуются конъюнктурой для продолжения борьбы за рынок. Например, Vale отказалась от анонсированной ранее продажи активов на общую сумму $10 млрд. Также она запустила новый ГОК Eliezer Batista S11D в бразильском штате Пара. Он должен выйти на плановую ежегодную мощность в 90 млн тонн к 2020 г. и проработать не менее 30 лет.
Не отстают от лидеров и другие железорудные компании.
Так, Todd Corp. (Новая Зеландия) намерена развивать железорудный проект Balla Balla стоимостью около $5 млрд. в австралийском регионе Пилбара. Предполагается строительство ГОКа на 6-10 млн тонн/год, морского порта и связывающей их железной дороги протяженностью около 160 км. Мюллер акцентирует на особой важности железной дороги в проекте. Она позволит разрушить логистическую монополию австралийских лидеров добычи и открыть дорогу на внешние рынки небольшим операторам, которые будут дополнительно насыщать мировое предложение ЖРП. Аналитик добавляет, что все это стало возможным только благодаря скачку котировок: проект рентабелен при ценах не ниже $50/т CFR Китай.
Возобновляются инвестиции в новые проекты в Конго (Браззавиль) и Сьерра-Леоне. Наращивают добычу, в т.ч. для собственного потребления, Индия, Иран, ЮАР. Индийские добытчики к 2020 г. намечают расширить производство более чем на 35% до 185 млн тонн.
Но расширение добычи позволяет сделать допущение, что высокие цены — это ненадолго.
МакМэхон полагает, что рост поставок из Индии, наряду с Бразилией и Австралией, является важным фактором того, что цены будут снижаться. По ее оценке, "значительное увеличение запасов руды на китайских портовых складах указывает, что поставщики не всегда могут найти покупателя. Кроме того, Центробанк Китая недавно повысил процентные ставки и урезал ликвидность финсистемы вследствие озабоченности растущим уровнем долгов, это может привести к сокращению инвестиций (в частности, в недвижимость), ослабляя спрос на сталь. Вообще, в 2017-м цены, вероятно, упадут на 35% от текущего уровня, в среднем до $59/тонна; в 2018-м это может быть в среднем $54/тонна. Одновременно у поставщиков вырастут затраты на нефть, газ и электроэнергию, еще больше снижая их чистую прибыль".
Солидарен с этим и Желтяков: по его мнению, котировки вернутся к $50-60/тонна. Но дальше уменьшаться не будут, хотя нынешняя производственная себестоимость позволяет лидерам глобальной добычи прибыльно поставлять руду на китайский рынок и по $30-35/тонна.
Проекция в Украине
Как это все влияет на Украину? Подорожание дает бонусные доходы, в том числе на внутреннем рынке, и больше возможностей инвестировать в развитие, отмечает Желтяков. А вот станет ли нынешнее ралли поводом для расширения экспорта и производства, зависит от конкурентоспособности отечественных горнорудных компаний. В 2016 г., по информации УПВЭ, их экспортные поставки упали впервые за много лет — на 17,1% в тоннаже, до 37,7 млн тонн. Аналитик поясняет это, в частности, низкими ценовыми котировками в І полугодии. Из-за этого украинские предприятия снижали добычу и поставки на географически удаленный рынок КНР, предпочитая сбыт внутри страны. Кроме китайцев, заметные объемы руды в Украине покупают Австрия, Словакия, Сербия и даже Япония.
Производство товарной руды за прошлый год уменьшилось на 7,6% до 72,3 млн тонн, продолжает Желтяков, однако отгрузки внутренним потребителям выросли на 5,3% до 39,2 млн тонн.
При этом производители стремятся смещать акценты в пользу более дорогого товара. Так, Ferrexpo plc, контролирующая отечественные Полтавский и Еристовский ГОКи, в 2016-м нарастила производство "премиум"-окатышей (65% Fe) на 1,6% до 10,5 млн тонн, хотя ее общие показатели сократились на 4% до 11,2 млн тонн окатышей.
В новом году специалист ожидает роста внутренних продаж руды на 1 млн тонн, а экспорта — на 3-4 млн тонн (то есть на 8-10%).
Однако такой сценарий сильно зависит от политических и других внешних факторов.
Если блокада железной дороги на Донбассе сохранится, то говорить о росте выплавки стали и потребления ЖРП — опрометчиво.
Что касается цен, то большинство экспертов сходится во мнении, что они в дальнейшем ослабнут. Поэтому поставщики ЖРП (включая отечественных) постараются максимально использовать текущий момент для получения прибыли и оживления связей с существующими и потенциальными покупателями. А это может дать ситуативную поддержку курсу национальной валюты.
delo.ua