В Запорожье можно бесконечно смотреть на три вещи: на воды Днепра, на природу Хортицы и на дымящие заводы Кичкаса. И если по поводу первых двух примеров вопросов не возникает, то на созерцание ядовитых облаков горожане с удовольствием бы тратили гораздо меньше времени.
Чем чревато для нас это зрелище, какую ответственность несут его создатели и смогут ли когда-нибудь запорожцы наслаждаться чистым воздухом? Об этом и другом мы поговорили с председателем Запорожской областной организации «Всеукраинской экологической лиги» экологом с 20-летним стажем Ириной Пироговой.
– Как вы оцениваете экологическую ситуацию в Запорожье?
– Об экологической ситуации в городе хочется кричать. Наш регион входит в число лидеров по уровню загрязненности атмосферы. Ежегодно в воздух попадают тонны выбросов, 70 % объема которых поступают из стационарных источников. Мы дышим тяжелыми металлами, поглощаем килограммы пыли и вредных веществ.
Мы в буквальном смысле «варимся» в этих выбросах. Ведь если смотреть с географической стороны, наш город представляет собой некую выемку, углубление, в котором расположены заводы. Ежегодно в конце лета происходит так называемая температурная инверсия – повышение температуры воздуха с высотой в некотором слое атмосферы. Это явление называется НМУ – неблагоприятные метеоусловия. В результате этот воздух обволакивает выемку как крышка кастрюльку, и в этом пространстве происходят процессы выбросов и поглощения вредных веществ. С каждым годом длительность этих процессов увеличивается.
– Запорожцам твердят, что заводы-загрязнители постоянно инвестируют миллионные средства в экопроекты, в том числе и по снижению выбросов. При этом статистика гласит, что с каждым годом количество заболеваний и смертей от новообразований в регионе увеличивается. Как вы считаете, почему?
– Как когда то заявили нам в одном из провластных кабинетов: «не все программы являются обязательными к применению». Это дико, но по-факту так и есть – многие программы и проекты остаются действующими только на бумаге.
В 2013 году была написана областная комплексная программа охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Ее разработали донецкие специалисты и возможно потому, что они не из нашего региона, документ получился незаангажированным и правдивым. Так вот, в этой программе они описали то, что я говорю уже на протяжении многих лет – сколько не вкладывай, сколько не выделяй средств, а пока наши промгиганты работают на устаревшем оборудовании, мало что изменится. Это же касается и пылегазоочистного оборудования. Наши заводы до сих пор работают на мартенах – и этим все сказано. В современном мире это все равно, что ехать по оживленной автотрассе на лошади.
Тем не менее, мы видим, что владельцы предприятий не заинтересованы в том, чтобы использовать природные ресурсы с бережливостью. Они не хотят тратить значительные средства на замену оборудования, потому что у них нет ответственности (кроме моральной) за результаты деятельности этих машин.
В нашей стране предусмотрена ответственность за превышение разрешенных выбросов. Однако отсутствует связь между установленным гоэкоинспекцией превышением и уровнем загрязнения воздуха в жилой зоне города.
Более того, у нас на законодательном уровне не установлена связь между загрязнением и уровнем заболеваемости и смертности людей. Во всем мире установлена, Всемирной организацией охраны здоровья доказана, а у нас — нет.
Поэтому причин, по которой мы получили сложившуюся ситуацию, множество. Налицо – неэффективные управленческие решения власти, неэффективные программы, отсутствие ответственности, отсутствие прав. Я не раз задавала вопросы представителям власти: почему мы не предъявляем предприятиям требования? Заводы расположены на территории нашей громады, грубо говоря, они живут в нашем доме. А мне отвечают: не можем, они частные.– То есть по факту городская власть самоустраняется от решения экологических проблем?
– Официально у нас пишутся проекты, работает Координационный совет по разработке Стратегии развития города, в котором вопросы экологии вынесены отдельным пунктом. Вообще в нашей мэрии очень своеобразно относятся к этой теме.
Возьмем программу природоохранных мероприятий – в ней четко прописаны мероприятия по организации раздельного сбора отходов, а главное – заложены бюджетные средства – наши с вами средства. Как то я пыталась выяснить, какие меры предпринимаются в рамках этой программы. Направила соответствующий запрос в мэрию. С первого раза мне не ответили, со второго направили в Департамент ЖКХ. Когда я уже лично пришла в горсовет помощница Волобуева (заместитель городского головы Запорожья Владимир Волобуев, – прим. редакции) мне сказала: «а ответа не будет». Я говорю: «как не будет?». А она: «вот так, у нас Департамент молодой, еще не разобрался». То есть, получать зарплату у них опыт есть, а работать – нет.
А ведь по факту для решения многих экологических проблем достаточно политической воли. Допустим, на заводы власть не может повлиять, они частные. Но есть и масса других нерешенных ситуаций. Из самого элементарного – грунтовое покрытие.
В Запорожье превышение норм экологической безопасности по пыли фактически в 1,2 раза. И эта пыль идет не только из заводских труб, но и из грунта, не покрытого травой. Решение проблемы – высадить траву по городу и не оставить этих «грунтовых» участков. В цивилизованных странах давно так делают.
Автотранспорт – это тоже разрушитель атмосферы. Наши маршрутки в буквальном смысле убивают атмосферу. Но и здесь есть альтернатива – почему бы не заменить их на крупногабаритный транспорт? Огромным плюсом для нашего города стало бы наличие объездной дороги.
— Во время обсуждения экологической темы часто приходилось слышать мнение, что в городе, где работают промышленные гиганты, априори не может быть нормальной экологической ситуации. Люди, озвучивающие эту мысль, предлагали отправляться за чистым воздухом в «неасфальтированное село». Действительно ли плата за прогресс должна быть такой высокой или можно все-таки находить какую-то «золотую середину»?
– Хочу сказать, что люди изначально заблуждаются, столь прочно связывая крупную промышленность и прогресс. В мире множество развитых стран и городов, в которых отсутствуют подобные предприятия-гиганты. И уровень жизни там значительно выше, потому что прогресс – это не всегда завод. Не стоит далеко идти – возьмите украинские города – Львов, Тернополь, Винницу.
Я для себя сформировала определение, что наш город – это город металлургической иглы. У нас нет развития других сфер – все было направлено на крупного производителя, и это подсадило нас на эту «иглу». Но пора с нее сходить – мы нуждаемся в реабилитации. И у наших людей и у города есть потенциал, который необходимо реализовать.
— Как вы оцениваете интерес запорожцев к теме экологии? Какая категория горожан проявляет наибольшую активность в этом вопросе?
– Несомненно, тема экологии интересна всем горожанам. Потому что экология – это, прежде всего, наша жизнь и наше здоровье. Но проблема в том, что запорожцы не осведомлены во многих вопросах. Люди не знают своих прав в этой сфере.
Я давно вынашиваю идеи проектов, направленных на расширение экологического кругозора граждан. Один из них – бесплатная экошкола для взрослых.
Именно экологическая грамотность позволила бы запорожцам и самим действовать и задавать движение городской власти на конкретные действия в этом направлении.
Природные ресурсы не бесконечны – а жизнь завтра не заканчивается. Мы должны что-то оставить после себя последующим поколениям.
forpost.media