Фактически, на третий год после смены власти в Украине отечественная промышленность начала демонстрировать признаки оживления. Прослеживаются три тенденции. Первая — восстанавливаются и формируются заново отраслевые кластеры. Вторая — предприятия активно ищут новых партнеров и новые рынки сбыта. Третья — производственная и промышленная культура Украины все больше интегрируется в глобальные правила торговли, переходит на мировые стандарты качества управления и логистики, принимает законы работы на рынках заемного капитала.
Предприятия, продукция которых ранее на 70-80% поставлялась в РФ, осваивают новые рынки. Так, «Запорожтрансформатор» после десяти лет перерыва выиграл тендер в Малайзии на поставки пяти реакторов для энергетических станций. Кроме того, впервые в своей истории получил заказ на поставки трансформаторов в ЮАР.
Николаевская «НПКГ «Зоря-Машпроект», которая выпускает продукцию двойного назначения, в частности, газовые турбины для кораблей военного флота, усилила работу в Юго-Восточной Азии — Китай, Иран, Индия. По контракту с последней николаевцы оснастят четыре военных корабля. Основной акцент на рынки Азии в своем производстве сделало и Сумское НПО им. Фрунзе. Предприятие, специализирующееся на широком ассортименте насосного оборудования, газоперекачивающих и компрессорных станциях, сегодня еще не может компенсировать сокращения от потери рынка России, поэтому ждет оживления внутреннего рынка.
В то же время в Украине до сих пор отсутствует орган координации промышленной политики — министерство, госдепартамент, комитет, любой другой, но госорган. Его пытаются возродить уже лет пять, и все безрезультатно. В итоге одна отрасль не знает, что делает другая, происходят накладки и конфликты. Объявленный «Укртрансгазом» тендер на модернизацию ряда компрессорных станций на южном направлении оказался неактуален, потому что российский «Турецкий поток» сведет на нет все затраты в 4 млрд грн. Но предприятиям масштаба СНПО им. Фрунзе и «Зоря-Машпроект» нужны такие заказы, особенно сейчас.
Украина вернула в госсобственность Запорожский алюминиевый комбинат (ЗаЛК), однако не сумела обеспечить его производство. Нет возможности поставлять сырье. У бывшего владельца — корпорации «РусАл» Олега Дерипаски — не было желания это делать. После экспроприации ситуация на заводе, фактически, не изменилась. Его опять будут продавать.
Впрочем, и у работающих предприятий остается масса проблем.
capital.ua