Победа сторонников выхода Великобритании из Евросоюза (Brexit) создает неопределенность в отношении того, как будут строиться в будущем отношения Лондона с ЕС, сколько времени займет "развод", увеличивает вероятность неожиданных событий в политике и на рынках, а также спада в экономике одной из крупнейших экономик Европы.
Самый большой риск Brexit состоит в том, что он указывает на движение в сторону сокращения международной торговли, свободного движения капиталов, дальнейшего охлаждения мировой экономики, писала The Wall Street Journal.
АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Инвесторы закладывали в рыночные цены сохранение членства Британии в ЕС, который является ее крупнейшим торговым партнером, теперь рынок должен адаптироваться к новой реальности. Это будет означать период волатильности на рынках, хотя аналитики рассчитывают, что он будет непродолжительным.
Ранее центральные банки целого ряда стран - от Японии до Швейцарии - заявили о готовности предоставить рынкам дополнительную ликвидность, если британцы проголосуют за выход из ЕС. По данным информированных источников, финансовые лидеры G7 в четверг намеревались выступить с единым заявлением для успокоения рынков в случае, если британцы на референдуме проголосуют за Brexit.
По мнению экспертов, рынки будут исходить из высокой вероятности рецессии в экономике страны, которая является второй по величине в Европе и пятой в мире (около $2,9-3 трлн), а также снижения процентных ставок Банком Англии. Экономический рост в Великобритании уже, как ожидается, замедлится в апреле-июне 2016 года по сравнению с первым кварталом (0,4%).
Билл О'Нейл из UBS Wealth Management сказал FT, что Банк Англии, Европейский ЦБ встанут перед необходимостью охладить рынки. В то же время реакция рынков, как это часто бывает, может оказать чрезмерной.
Аналитик ожидает снижения курс фунта до 1,30 за $1 в течение 12 месяцев, снижения доходности британских госбумаг до 1%, падение фондового индекса FTSE 100 на 10%. Под давлением также окажутся евро и европейские акции.
Британский Минфин в середине июня предупреждал, что Brexit может пробить в британском бюджете дыру в 30 млрд фунтов (почти $40 млрд). Чтобы закрыть ее, правительству придется повысить налоги и урезать расходы на здравоохранение, образование и оборону. Так, подоходный налог предполагается увеличить на 2-3 процентных пункта, акцизы на топливо и алкоголь - на 5 процентных пунктов. Затраты на здравоохранение, образование, оборону, полицию и развитие транспорта придется урезать на 2-5%. Кроме того, предполагалось сокращение пенсионных расходов на 2 млрд фунтов в год.
По оценкам ОЭСР, из-за выхода Великобритании из Евросоюза ее ВВП к концу 2020 года будет на 3% ниже, чем если бы страна осталась в составе блока. Это снижение сопоставимо с потерей 2200 фунтов стерлингов для каждого британского домохозяйства, что примерно соответствует средней месячной зарплате в стране. А к 2030 году разница в показателях ВВП, согласно расчетам ОЭСР, может составить 5%.
Многие международные компании - от банков JPMorgan Chase и HSBC Holdings до Toyota Motor и General Electric - предупреждали, что Brexit вынудит их сократить инвестиции в Великобританию и перевести тысячи рабочих мест за пределы страны. По оценкам экспертов, больше всего пострадает финансовая отрасль, в которой заняты 2 млн британцев и которая платит 66 млрд фунтов налогов в год, а лондонский Сити может лишиться статуса международного финансового центра.
ДОЛГИЙ РАЗВОД
Если Британия уходит из ЕС, то фактический процесс будет очень длительным: она останется в ЕС в 2018 году, возможно, значительную часть 2019 года. Статья 50 Лиссабонского договора предусматривает, что переговоры о выходе, в ходе которых должны быть определены новые отношения сторон, должны завершиться в течение 2 лет. Однако Лондон выбирает точку, после которой начинается отсчет этого срока.
Степень ущерба для экономики Великобритании будет зависеть от того, насколько ей удастся сохранить преференции в торговле с ЕС, сохранить роль Лондона в качестве финансового центра Европы. Выход Британии из ЕС сравнивают с прыжком в темноту, так как еще ни одна из стран не проходила процедуру выхода из союза.
Еще один риск - новый референдум о независимости Шотландии, где более 62% проголосовали за сохранение членства Великобритании в ЕС. Кроме того, существенно осложнятся отношения, в том числе торговые, с Ирландией, поскольку возникнут барьеры для свободного движения товаров и рабочей силы между Северной Ирландией и Ирландской республикой.
Британский Минфин разработал три сценария развития торговых отношений с ЕС на случай выхода из союза. Согласно первому варианту, Великобритания выстраивает торговые отношения с ЕС в рамках сотрудничества с Европейской экономической зоной (European Economic Area), как Норвегия. Вторая модель - двусторонние торговые договоренности с ЕС, которые в настоящее время использует Канада. Третий вариант - торговые отношения в рамках правил Всемирной торговой организации (ВТО). Это самая негативная модель, которая приведет к самым большим потерям ВВП Великобритании.
"Развод" Лондона и Брюсселя может привести к росту дезинтеграционных настроений в других европейских странах, повышает вероятность нового кризиса в ЕС.
"Для европейской политики Brexit - крупнейшее потрясение со времен падения Берлинской стены", - считает профессор политологии Манчестерского университета Роб Форд.
Согласно недавно опубликованному исследованию Pew Research, во многих европейских странах уровень недовольства политикой ЕС находится на том же уровне, что и в Великобритании, а кое-где и превышает его. Неодобрение действиям европейских властей выразили 48% британцев; в Германии зафиксирован аналогичный показатель, в Нидерландах он составляет 46%, в Испании - 49%, а во Франции - 61%.
ЕС стоит перед лицом и других испытаний. На выходных пройдут парламентские выборы в Испании, по итогам которых вновь ни одна из партий, возможно, не сможет сформировать правительство. Это означает, что реформы в сфере налогового и трудового законодательства вновь будут отложены, а политические риски еще более возрастут.
В Италии, как показали итоги муниципальных выборов, растет популярность популистской партии "Пять звезд".
Во Франции и в Нидерландах до весны следующего года пройдут парламентские выборы, и партии евроскептиков Мари Ле Пен и Герта Вилдерса в этих странах довольно сильны.
Таким образом, весь европейский проект может столкнуться с новыми трудностями. С другой стороны, есть эксперты, которые считают, что Евросоюз станет лишь сильнее, если его самый строптивый член решит уйти.
BREXIT, EMERGING MARKETS
Как считает стратег финансовой группы "БКС" Вячеслав Смольянинов, для развивающихся рынков Brexit - это не системный риск, а риск одного события, как, например, землетрясение. Это событие, которое в долгосрочной перспективе не будет определяющим для EM, считает он.
По мнению экономиста Credit Suisse по России Алексея Погорелова, больше всего риску выхода Великобритании из Евросоюза подвержены страны, которые сильно зависят от потоков капитала из Европы. Это, например, Турция или Южная Африка.
По мнению аналитиков Capital Economics, больше всего пострадают emerging markets с высоким дефицитом текущего счета платежного баланса, включая Колумбию, Перу, Турцию и ЮАР, где отрицательное сальдо превышает 4% ВВП. Во вторую группу риска входят Аргентина, Мексика и Бразилия. В Восточной Европе целый ряд стран довольно тесно связан с Великобританией торговыми отношениями: для Словакии, Чехии, Венгрии экспорт в Британию составлял 4-5% ВВП в 2015 году, отмечают эксперты.
"Латинская Америка с точки зрения экспортных рисков идет сразу вслед за ЕС, при этом развивающиеся рынки в целом, особенно более открытые азиатские экономики, пострадают от вторичных эффектов того негативного влияния, которое сценарий Brexit окажет на мировой рост", - заявил глава отдела аналитики emerging markets Commerzbank Симон Кихано-Эванс.
interfax.com.ua