Ядерные амбиции министра экологии здравы, но они должны быть подкреплены политической волей и надежным финансированием.
Прокомментировал заявление министра экологии относительно создания в Украине «полноценного ядерного цикла» и заведующий кафедрой математики и теоретической радиофизики Киевского национального университета имени Т. Шевченко, доктор физико-математических наук, профессор Владимир Высоцкий.
По его словам, в заявлении министра следует различать два аспекта:
1. В настоящее время создание в Украине полноценного ядерного цикла (от добычи урана и до захоронения отработанного топлива) практически невозможно, хотя все предпосылки такого сценария у нас есть.
«Чисто теоретически Украина может оказаться одним из мировых лидеров в ядерной энергетике, поскольку находящееся на ее территории Новоконстантиновское месторождение урановых руд – крупнейшее в Европе. Таким образом, у нас есть сырье, квалифицированные кадры (пока) и необходимое научное сопровождение», – говорит В. Высоцкий.
«Главная проблема состоит в отсутствии и неясных перспективах создания производства по обогащению урана по изотопу уран-235 до необходимых 3%. В мире сейчас очень болезненно воспринимают любые попытки появления новых игроков, способных обогащать уран. Ведь не секрет, что при еще более высоком обогащении появляется потенциальная опасность возникновения новых очагов «ядерного терроризма», так как сильно обогащенный уран – это основа для подобных геополитических игр. И хотя Украина является абсолютно прогнозируемой миролюбивой страной, но мировое сообщество, обжегшись на Иране и Северной Корее, очень опасается любых потенциальных прецедентов в этой чувствительной области. Я думаю, что нам просто не разрешат играть в эту ядерную «самостийность», – подчеркивает профессор.
На его взгляд, выход пока состоит в нарушении монополизма России и переходе на использование ТВЭЛ от других производителей. В то же время, В. Высоцкий обращает внимание на то, что это не очень простая задача, так как будет крайне важно обеспечить безопасность такой замены.
«Но перспективы тут очевидные, и пример газового реверса четко показывает, что с монополистами лучше всего бороться с помощью реальной конкуренции», – заявляет эксперт.
Однако Украине нет необходимости повторять весь путь, который прошли другие ядерные страны. Мы можем сразу переходить на новые безопасные ядерные технологии, одна из которых (ядерные реакции при низкой энергии на основе легких и средних по массе неделящихся изотопов) в настоящее время очень активно развивается в мире.
«В этом направлении при должном внимании государства (или крупного цивилизованного бизнеса) мы можем оказаться в мировых лидерах, поскольку это направление активно развивается и при нашем непосредственном участии. Но время идет», – предупреждает он.
(Более подробно об этом вы можете прочитать в статье «Ядерный прорыв: гонка за лидером?» см. «Терминал» №12).
2. Захоронение отработанного топлива – это одновременно и экологическая, и экономическая проблема.
Эксперт рассказывает, что согласно практике, сложившейся в мире, страны-поставщики ядерного топлива после завершения цикла его использования обязаны забрать его для первичной утилизации из тех стран, куда топливо было продано (в том числе Россия забирает его из Украины).
Это вовсе не альтруизм восточного соседа. Дело в том, что в таком отработанном топливе сохраняется более 70% изотопа уран-235, а также там нарабатывается большое количество оружейного плутония-239 и ряд других компонентов, которые в случае замкнутого цикла извлекаются и могут быть снова использованы как для повторного производства ТВЭЛов, так и для специальных целей. Страна-поставщик может опять продавать тот же уран и делать так несколько раз.
oilreview.kiev.ua