На днях «Укргаздобыча» сообщила об открытии нефтяного месторождения объемом 290 тысяч тонн условного топлива. Дальше это вопрос денег, насколько быстро будут ставиться буровые вышки, и будет добываться нефть. По времени это до полугода. Инфраструктура вся есть, проблем никаких. Вопрос потом, что с этой нефтью делать?
У нас перерабатывать ее, по большому счету, негде. У нас остался только Кременчугский НПЗ Коломойского, и то, там рентабельность добычи отрицательная. Насколько это поможет ситуации?.. Это бы помогло, если бы у нас был хороший НПЗ, модернизированный, то есть, с глубокой переработкой нефти, порядка 80-85%. Тогда та же самая «Украздобыча» могла бы, переработав эту нефть, выйти на внутренний рынок, и государство получило бы рычаг влияния на цены на нефтепродукты. Естественно, что нефть собственной добычи и бензин собственного производства был бы дешевле, чем импортные аналоги, и это было бы здорово.
290 тыс. тонн условного топлива – это очень хорошее месторождение. Надо понимать, что у нас рынок сейчас ужался, мы потребляем всего порядка 8 млн тонн нефтепродуктов, произведенных из нефти. Любое месторождение – это хорошо. Даже если мы переработаем эту нефть по давальческой схеме, все равно это будет хорошо, это будет выгодно для страны. Государство может выйти и рыночным путем влиять на ситуацию на рынке нефтепродуктов. Пусть незначительно, но – «лиха беда начало».
Мы же помним ситуацию, которая сложилась с 2005 года, когда постепенно останавливались украинские НПЗ и, соответственно, государство открыло, по сути, беспошлинный импорт, отменив пошлину на импорт нефтепродуктов, что привело к той ситуации, что у нас рынок стал практически на 85% импортозависимым. Это неправильно, то есть, с точки зрения рынка это прекрасно, потому что у нас есть альтернативные поставщики, рынок дифференцирован по поставкам, но, тем не менее, государство должно иметь какой-то контрольный пакет на рынке – не менее 30%. Это было бы правильно. Если бы было 30% поставок, это была бы нефть, добытая в Украине, и переработанная даже по давальческой схеме и реализованная на внутреннем рынке.
Поэтому, в перспективе это достаточно хорошие новости, пусть объемы и незначительные, но, тем не менее, это случай, так сказать, правильного использования ресурсов. Это будет позитивный сигнал для рынка и для обеспечения, в том числе, кстати, и, прежде всего, энергетической безопасности страны. Вот это реальные действия, а не просто разговоры.
В Украине наиболее богатыми на нефтересуры являются Харьковская, Сумская, Полтавская области, там идет газодобыча, есть нефть и добывается газоконденсат. Также Западная Украина. То есть в Украине по залежам нефти все достаточно хорошо, только вопрос, что с ними дальше делать. Это отдельная программа. Государство должно заниматься ее развитием и реализацией, и все у нас будет хорошо. Государство в лице Минэнерго должно включиться в регулирование, составить программу развития украинской нефтяной отрасли. Ее благополучно загубили. В 1991 году мощности украинских нефтеперерабатывающих заводов составляли 52 млн тонн, при сегодняшнем рынке в 8 млн тонн.
Если мы поставим перед собой такую амбициозную задачу и попробуем прописать пути реализации, это уже будет такой серьезный шаг для усиления энергобезопасности. Но это политическая воля руководства страны заняться этим вопросом, на данном этапе деньги не нужны.
facenews.ua