За текущие девять месяцев одно из бюджетообразующих предприятий Полтавской области — Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) снизил производство грузовых вагонов почти на 85% — до 328 единиц. И не выпустил ни одного пассажирского вагона. Данные приводятся в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, который тоже был очень сложным для отечественного вагоностроения.
Но сейчас дела на предприятии стали настолько плохи, что в октябре там решили приостановить работу почти на две недели. Причина проста — нет заказов, ведь до 70% своей продукции завод поставлял на российский рынок, который сейчас оказался закрытым для украинского предприятия.
Строгие цифры
Такая ситуация на многих украинских предприятиях. Украинская промышленность исторически ориентирована преимущественно на рынки СНГ, где ключевым для нее являлся именно российский. Так, до кризиса 2013 года объемы экспорта в Россию составляли примерно 30% всего экспорта нашей страны, примерно столько же приходилось на страны ЕС.
По информации Госстата, в 2012 году Украина поставила на российский рынок товаров и услуг примерно на сумму 17,6 млрд долларов, на рынки ЕС — на сумму 17,1 млрд.
По итогам первого полугодия 2015 года наша страна экспортировала товаров в Россию на сумму почти 2,8 млрд долларов, что почти на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года и почти в 6 раз меньше, чем в докризисный период. По итогам 2014 года наша страна поставила в РФ товаров и услуг на сумму 9,8 млрд долларов.
"Объемы экспорта с Россию упали катастрофически, этот рынок для нас постепенно закрывается", — резюмирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Напомним, в течение двух последних лет Россия ведет открытую политику замещения украинских товаров внутри страны. "Если раньше периодически возникали "трубные" (проводились антидемпинговые расследования в отношении бесшовных труб — прим. "Главред") и "сырные" конфликты (санэпидемслужба РФ запрещала ввозить сыры определенных украинских производителей — прим. "Главред"), возникали конфликты с украинскими вагоностроителями — в их вагонах находили брак, то сейчас существует фактически эмбарго на ввоз нашей продукции. Продать свой товар россиянам сейчас не могут даже те российские бизнесмены, которые инвестировали в украинские заводы", — говорит один из бывших чиновников Харьковской ОГА. Например, Харьковский тракторный завод, часть акций которого принадлежит российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, вынужден искать новые рынки сбыта — Россия у завода почти не закупает продукцию.
При этом объемы украинского экспорта в ЕС растут в гривневом эквиваленте. Но такую положительную динамику в цифрах дала значительная девальвация национальной валюты. В долларовом эквиваленте рост не произошел. В 2014 году Украина экспортировала на эти рынки товаров и услуг на сумму почти 17 млрд долларов (почти двое больше чем в Россию), но это все же меньше на 0,01%, чем, например, в 2012-м. По итогам первого полугодия объемы экспорта в ЕС составили 6,8 млрд долларов. Едва ли до конца года объемы экспорта удастся увеличить более чем вдвое (даже с учетом экспорта зерновых).
Сложная диверсификация
Ситуация для ряда предприятий нашей страны может значительно ухудшиться — Россия намерена ввести эмбарго на ввоз украинских товаров, в случае, если официальный Киев приступит к реализации экономической части Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Напомним, эта часть Соглашения должна вступить в силу с 1 января 2016 года. Ограничительные квоты, которые действуют для украинских товаров на рынке ЕС, будут отменены.
"Хорошо только производителям сырья. Тем, кто поставляет на рынки ЕС, например, чугун или зерно, мясо птицы и пр. Готовой продукции, особенно из пищепрома, туда пробиться очень сложно — нужно выдержать жесткие требования по сертификации и привести в соответствие с ней свое производство. Это миллионные затраты. К тому же рынок ЕС уже поделен местными производителями — с известным брендом, давней историей и проверенной репутацией", — говорит Александр Охрименко.
До недавнего времени украинские пищевики ориентировали свои производства на российский рынок. Например, более 70% сыров, производимых в нашей стране, экспортировали в РФ.
"Такие мощности невыгодно содержать, предприятиям ничего не останется как закрывать свои производства. Есть надежда, что какое-то время они смогут продержаться — например, будут поставлять свои товары в РФ через Белоруссию", — говорит Охрименко.
Неплохо почувствуют себя предприятия легпрома — уже сейчас многие заводы и фабрики по производству обуви и одежды наращивают объемы поставок на рынки ЕС — девальвация гривны делает их товары намного дешевле продукции европейских брендов (часто, к слову, отшитых в Китае). Однако пока говорить о каком-либо цикличном оживлении отрасли не приходится — почти все эти предприятия работают по давальческой схеме — завозят сюда лекала и материалы из ЕС, здесь изготавливают продукцию и 90% экспортируют.
В сложном положении окажется и все украинское машиностроение. Исключение составит максимум с десяток украинских предприятий, тех, без которых россияне пока обойтись не могут — это, например, харьковский "Турбоатом" — у которого в мире от силы 10 конкурентов, но их продукция намного дороже, или запорожский завод "Мотор-Січ", без двигателей производства этого предприятия российская авиация пока обойтись не может.
А вот другим предприятиям тяжелого машиностроения нужно готовится к тяжелым временам. Взять для примера тот же вышеупомянутый КВСЗ — сменить структуру поставок корюковским вагоностроителям будет непросто — у внутреннего рынка не тот потенциал, у других стран СНГ не столь большая потребность в таком количестве вагонов, чтобы перекрыть ущерб завода от потери российского рынка. Рынок же ЕС давно поделен между собой европейскими вагоностроительными концернами и завоевать там свою долю отечественному заводу будет крайне тяжело. К тому же заводу нужно будет провести модернизацию предприятия — есть нюансы отличия в железных дорогах ЕС. А это миллионные инвестиции, которых у предприятия просто нет.
Теоретически, украинские машиностроительные заводы могут стать площадкой для крупноузловой сборки машин и оборудования производства европейских концернов. Девальвация национальной валюты сделала себестоимость производства в Украине дешевле, например, того же Китая, а географическое положение добавляет нашей стране еще несколько преимуществ в глазах инвесторов — те же затраты на логистику будут меньше. Однако для такого сотрудничества есть весомые сдерживающие факторы — война на Востоке страны, большая коррупция, отсутствие политической стабильности, нет гарантированной защиты капитала и понятной структуры собственников на украинских предприятиях.
glavred.info