Согласно расчетам "Укрэнерго", к началу октября украинские ТЭС должны накопить 1,75 млн т газовых углей и 1,3 млн т антрацита — суммарно более 3 млн т. Однако к 28 сентября на складах объектов тепловой генерации было лишь 2,3 млн т угля газовой и антрацитовой групп, в том числе на ТЭС — около 1,8 млн т. Это несет дополнительные риски для успешного прохождения отопительного сезона.
Угольный дефицит
Наибольшие проблемы испытывают шесть ТЭС (Змиевская, Старобешевская, Славянская, Приднепровская, Трипольская и Луганская), работающих на антрацитовых углях (марки А и Т). Дело в том, что этот уголь добывается на неконтролируемой украинским правительством территории Донецкой и Луганской областей практически у границы с Россией.
Единственная станция, имеющая минимальные сложности с обеспечением антрацитом, — Луганская ТЭС (ДТЭК). На ее складах накоплено наибольшее количество топлива — 411 тыс. т (по состоянию на 27 сентября 2015 г.). Но из-за постоянных обстрелов и повреждений линий электропередач она не может выдавать полную мощность в сеть, и жители севера Луганской области регулярно остаются без электричества. Кроме того, станция фактически работает в режиме энергоострова, не связанного с единой энергосистемой Украины.
Что касается других ТЭС, то в августе из-за отсутствия угля простаивала Приднепровская ТЭС (ДТЭК), с 10 августа остановлена Змиевская ТЭС (Центрэнерго). Работающая "с колес" Славянская ТЭС (Донбассэнерго) останавливалась на четверо суток. Также с целью экономии применяется работа ограниченным количеством блоков.
У станций, работающих на угле газовых марок (Г), ситуация легче. На контролируемой территории остались шахты, добывающие такое топливо. Например, генерация ДТЭК практически полностью обеспечена углем марки Г с "ДТЭК Павлоградуголь" (Днепропетровская обл.). Продолжают работу государственные угольные объединения.
Несмотря на это, лишь одна ТЭС — Бурштынская — умудрилась увеличить запасы угля марки Г до 211 тыс. т к 27 сентября 2015 г. Но и она также работает в режиме выделенного энергоострова и синхронизирована с европейской энергосистемой. По данным Delo.UA, в августе в ДТЭК приняли решение перенаправить потоки угля на другие станции, включенные в единую энергосистему Украины.
Почему не импорт?
Смогут ли энергетики обеспечить свои станции необходимым количеством угля? А если смогут, то какие основные источники и маршруты доставки топлива?
И в министерстве, и в энергогенерирующих компаниях практически в один голос заявляют, что наиболее оптимальный вариант — поставки с украинских территорий, неконтролируемых правительством. Основная причина — цена. Морские поставки (например, из Южной Африки), а также импорт из России будут стоить гораздо дороже. По экспертным оценкам, стоимость 1 тонны угля на ТЭС (в августовских ценах) такова: из зоны АТО — $52-55, из РФ — $65-67, импорт морем — $77-80.
Одно время серьезно рассматривался вариант доставки угля из зоны АТО через территорию России. Однако такая доставка влечет двойное пересечение границы, что законодательно не урегулировано. Более того, существенно растут затраты на логистику. Исполнительный директор "ДТЭК Энерго" Дмитрий Сахарук рассказал, что стоимость перевозки 1 тонны угля напрямую по территории Украины — 136 грн. Тогда как при вывозе угля марок А и Т из Луганской области через переход Красная Могила-Гуково (Россия) с последующим заходом через Соловей-Тополи стоимость транспортных расходов вырастает в 6 раз. При перевозках угля через переход Квашино-Успенка (для топлива из Донецкой области) стоимость логистики увеличивается в 8 раз. Дешевле будет вывоз через Луганскую область на станцию Валуйки (Россия) — порядка 350 грн/т. Но пока на линии соприкосновения не соблюдается мир, эти маршруты всерьез не рассматриваются.
Основное препятствие для перемещения угля из зоны АТО исключительно по территории Украины — разрушенные железнодорожные станции и пути, в частности Дебальцево и Ясиноватой, которые были одними из крупнейших в Европе. "В Дебальцево восстановлен один путь, по которому ходит электричка. Однако системы автоматического регулирования движения нет, не работают стрелочные переводы. Фактически это место для строительства нового железнодорожного узла", — рассказывают в одной из энергетических компаний, которая ранее возила уголь через Дебальцево.
Кроме того, во исполнение Указа Президента Украины от 14 ноября 2014 № 875 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 года "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях" и в соответствии с приказом Минэнергоугля от 25.11.2014 № 841 с 28 ноября 2014 года была остановлена производственная и финансово-хозяйственная деятельность госпредприятий, учреждений и объединений угольной отрасли, относящихся к сфере управления Минэнергоугля и хозяйственных обществ.
С тех пор украинские ТЭС имели сложности с закупкой топлива, добытого в зоне АТО, до перерегистрации предприятий-контрагентов на территории, подконтрольной Украине.
Ситуация разрешилась в июне 2015 года. Тогда был обнародован приказ первого заместителя руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (руководителя Антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей) за № 415ог от 12 июня 2015 года. Документ определил "Временный порядок контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей". Он также утвердил список компаний-поставщиков, с которыми разрешено сотрудничать. Так активизировался легальный вывоз угля из зоны АТО. Однако из-за разрушений железнодорожного полотна, минирования путей, угрозы обстрелов и ограниченной пропускной способности перегонов транспортировка была затруднена.
Маршрутный вопрос
В предыдущие годы с Донбасса ежемесячно вывозилось до 1,4 млн т угля. Однако основной железнодорожный маршрут — Дебальцево-Константиновка — сейчас разрушен. После установления затишья на передовой в августе 2015 года, по словам Сахарука, было вывезено лишь 650 тыс. т угля — и это один из лучших результатов за год! Причины снижения — использование неэлектрифицированных маршрутов, которые долгое время не эксплуатировались при масштабных перевозках, и отсутствие необходимого количества техники.
По словам министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, в конце августа работали все три доступных ж/д перехода, благодаря чему за последние 10 дней августа на складах ТЭС удалось накопить 200 тыс. т топлива.
В "Укрзализныце" уточнили, что через действующие контрольные пункты въезда/выезда (КПВВ, Родаково-Красный Лиман, Ясиноватая-Красный Лиман и Родаково-Светланово-Лисичанск) ежесуточно могут проходить 35 пар поездов. Но из-за различных ограничений в конце сентября этот показатель колебался в районе 20 пар. Каждый из переходов может быть закрыт терактом или же волюнтаристским решением властей самопровозглашенных республик.
Так, например, в начале сентября "лидеры" самопровозглашенной "ДНР" несколько раз останавливали поставки, шантажируя правительство Украины и компании, перевозящие грузы. В частности, "министр транспорта" "ДНР" Семен Кузьменко, требовал "снятия блокады на топливо и запчасти для вагонов и локомотивов, и если стрелять не будут". В конце концов "Донбассэнерго" переориентировалось на поставки из Луганской области и России. По данным источников Delo.UA в "Укрзализныце", другие энергокомпании самостоятельно обеспечивают Донецкую железную дорогу топливом и запчастями для локомотивов. Однако этот процесс имеет ряд ограничений. Например, существует запрет вывоза на неподконтрольную территорию большого количества дизельного топлива. Из-за этого невозможно забирать уголь с отдаленных шахт.
Также есть сложности с организацией ремонтных работ. Ведь фактически управление инфраструктурными объектами, ранее входившими в состав Донецкой железной дороги, до сих пор ведется из оккупированного Донецка, что вызывает множество кривотолков и спекуляций.
В пресс-службе "Укрзализныци" официально заявляют, что перевозчик не сотрудничает с представителями самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР", в том числе не согласовывает любые ремонты инфраструктуры. В результате о состоянии путей на неподконтрольной территории приходится узнавать из сообщений работников, а не благодаря результатам технических обследований. А ремонты проводятся после дополнительных проверок военных. Что касается топлива, порожних вагонов и запчастей, министр инфраструктуры заверяет, что всем необходимым для вывоза угля из зоны АТО "Укрзализныця" располагает. Хотя, судя по нашим опросам, он единственный, кто так думает.
Что говорят энергетики?
Как сообщили Delo.UA в пресс-службах генерирующих компаний, сами они не занимаются организацией или контролем вывоза угля. В "Центрэнерго" и "Донбассэнерго" утверждают, что вся ответственность по транспортировке из зоны АТО лежит на поставщике угольной продукции, а также на "Укрзализныце" как перевозчике.
Маршруты вывоза угля у всех операторов ТЭС во многом совпадают. В начале осени "Центрэнерго" и "Донбассэнерго" пользовались перегоном Ясиноватая-Скотоватая, который долгое время был единственной связью между Украиной и оккупированными территориями. Этим же путем идет часть поставок для ДТЭК. "Донбассэнерго" также использует перегоны Сентяновка-Шипилово и Пантелеймоновка-Никитовка-Артемовск-2. А ДТЭК — Кондрашевская-Огородный, Сентяновка-Шипилово и Никитовка-Майорская.
При этом в ДТЭК, несколько предприятий которого оказались за линией разграничения, подтверждают, что работают над восстановлением путей, и даже предлагают свои варианты вывоза угля. Так, по словам Максима Тимченко, генерального директора компании, ДТЭКу принадлежала идея восстановления участка Никитовка-Майорская, что позволило разгрузить узел Ясиноватая-Скотоватая.
Ведь, как отметили в "Донбассэнерго" и "Центрэнерго", ограниченная пропускная способность основного перегона Ясиноватая-Скотоватая, дефицит пустых железнодорожных вагонов и дефицит топлива для подвижного состава приводят к частым остановкам движения.
Затишье в зоне АТО позволяет планировать дальнейшие работы по улучшению железнодорожной логистики. В начале сентября "Укрзализныця" рассматривала как перспективные дополнительные направления Еленовка–Волноваха и Ясиноватая–Авдеевка. По подсчетам специалистов железной дороги, это позволит почти на 30% увеличить объемы вывоза грузов из зоны АТО.
Однако в ДТЭК уверены, что новые маршруты не позволят увеличить вывоз угля, так как в регионе есть сложности со свободным подвижным составом, дизельным топливом и запасными частями. Если удастся решить эту задачу, то можно рассчитывать на двукратный рост вывоза угля — до 1,3 млн т в месяц — используя лишь три действующих маршрута.
delo.ua