Сколько миллиардов отбирают у украинского бюджета "нефтяные пираты", кто не поделил топливный рынок страны, и при чем тут бойцы батальонов. Часть вторая.
23 миллиона гривен: такую сумму таможенных и акцизных платежей должен был получить госбюджет от импорта 5,8 тыс. тонн дизтоплива, которые в порт Очаков 15 мая привез танкер "Adriatik Mariner". Нефтепродуктами судно загрузилось на нефтебазе в Феодосии, и, по данным портала The Black Sea News, подобные свободные походы между материком и незконно аннексированным Крымом происходили не впервые. На сей раз, однако, судно задержали, и через несколько дней провели на нем выемку документов.
Но официальные органы не трубили об этом деле. Только 30 мая советник главы МВД, нардеп Антон Геращенко сообщил на пресс-конференции в Киеве, что некие высокопоставленные лица из Киева "сразу начали звонки" с целью освобождения корабля. Хотя, по данным Геращенко, горючее, которое перевозил танкер, на таможенную территорию Украины пытались ввезти контрабандой.
Интересно, что ряд информагентств двумя днями ранее анонсировали пресс-конференцию на эту тему не на пятницу, а на четверг, и с участием других народных депутатов, без Геращенко. Цензор.НЕТ на то время уже завершал собственное расследование темы. Есть основания считать, что пресс-конференции, с их срывами и переносами - лишь "надводная часть айсберга", фрагмент большой войны на нефтерынке, о которой мы вкратце уже написали.
Здесь мы детальнее коснемся некоторых перипетий этой "войны".
Море, море, мир бездонный…
- Несколько дней назад инспектора Государственной фискальной службы прибыли в порт Очаков проверить, сколько нефтепродуктов растаможивается, а сколько заходит по факту, без растаможки. У них было определение суда. Но они были окружены автоматчиками Госпогранслужбы, были даже выставлены снайперские посты! - рассказывал 25 мая корреспонденту Цензор.НЕТ Андрей Бойчук.
Он называет себя сотником 37-й сотни Самообороны Майдана. Но в конце марта прошлого года он стал главой департамента нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой и торфяной промышленности Минтопэнерго. Сейчас это - уже бывшее место работы Бойчука. Пресса связывала его назначение с протекцией тогдашнего врио главы Администрации президента, а ныне - главы комитета ВР по нацбезопасности и обороне Сергея Пашинского. То есть, главного персонажа нашей статьи, ссылка на которую приведена выше.
И Пашинский, и Бойчук любые коррупционные связи отрицают. Зато никто не отрицает роли "Самообороны Майдана" в нынешней нефтяной войне.
Так, по словам Бойчука, с конца апреля бойцы выставили наблюдательные посты в портах Очаков, Рени и Измаил. Именно там разгружают контрабандные нефтепродукты. Сотник Бойчук уверяет, что никакой противоправной деятельности их патрули не вели, а только "наблюдали".
- Всего за две недели удалось задокументировать колоссальный траффик автоцистерн. Все эти материалы переданы соответствующим органам. Движение нескольких цистерн мы отследили аж до так называемой "ДНР". То есть, понятно, кому идет контрабанда, - утверждает Бойчук.
В случае с упомянутым им противостоянием между пограничниками и таможенниками обошлось без силового конфликта: служащие ГФС таки осуществили выемку интересовавших их документов. Результаты пока неизвестны.
Немаловажная деталь: понятыми при выемке документов были те самые бойцы "Самообороны Майдана". Сами же усиленные проверки, в частности, на основании заявлений "самооборонцев", начались лишь после смены руководства ГФС, которого так долго, в тяжелых политических боях, добивался премьер-министр Арсений Яценюк.
Главных методов морской контрабанды три. Во-первых, танкеры заходят в порты, но декларируют лишь меньшую часть груза. Остальное ввозится на таможенную территорию страны нелегально.
Во-вторых, капитаны пользуются нормой морского права, позволяющей любому судну войти в любой порт "в целях срочного ремонта". При этом они заявляют о временной переправке на берег груза, под которым обычно значатся нефтепродукты, якобы идущие вообще в другую точку назначения. Однако после ремонта танкеры загружаются балластной водой, а нефтепродукты остаются на берегу и исчезают в "неизвестном" для таможни направлении.
Наконец, танкер может остановиться в нейтральных водах, и тогда к нему на загрузку подходят буквально шхуны и шаланды, только оборудованные не техникой для ловли кефали, как в старинной песне, а наспех смонтированными механизмами для перекачки ГСМ. Впоследствии все переливается прямо в автоцистерны в не приспособленных для этого портах.
Оценить масштабы контрабанды г-н Бойчук не берется. Впрочем, такая оценка содержится в депутатском запросе уже упомянутого Пашинского. В частности, еще 10 апреля он сообщал, что контрабандой через море в Украину поставляются значительные количества химвеществ, которые затем используются для производства бензина.
Благодаря этому фирмы-получатели, не уплачивая акциз и т. д., могут демпинговать на рынке бензинов и дизтоплива в Украине, вытесняя законопослушных продавцов. Так, по крайней мере, уверяет Пашинский. Государство же за год теряет до 20 % акциза на нефтепродукты.
Отметим, что данный документ адресован не в ГФС или силовые органы, а секретарю Совбеза Александру Турчинову, давним соратником которого является г-н Пашинский. Впрочем, 7 мая депутат написал аналогичное обращение и в МВД. В обоих документах также приведен перечень специализированных портов, которые, по мнению Пашинского, не нуждаются в особом наблюдении силовиков и фискалов.
По данным Цензор.НЕТ, не вошедшие в "белый список" порты - в первую очередь, те же Очаков, Измаил и Рени - контролирует миллиардер Вадим Новинский, народный депутат от "Оппозиционного блока". До относительно недавних пор он был российским бизнесменом, но при президентстве Януковича получил украинское гражданство - и, почти одновременно, место в проходной части списка тогда еще Партии регионов, нынешнего ОП.
...А основное - острова
Борцы с контрабандой заявляют, что речь идет о так называемых "схемах Ливеллы". Фирма "Ливелла" печально прославилась начиная с 2011 года как крупнейший оператор, а впоследствии - и монополист контрабанды нефтепродуктов на украинский рынок. Как утверждала тогдашняя оппозиция, в течение пары лет схемы контрабанды перешли под контроль "кошелька Семьи", бизнесмена Сергея Курченко, бежавшего из Украины в марте прошедшего года.
Вчерашние революционеры сегодня уверены, что Курченко, а также экс-министр энергетики и углепромышленности Эдуард Ставицкий, продолжают сохранять влияние на украинский нефтерынок. "Их люди нам иногда прямо сообщают, что скоро вернутся, и мы обо всем пожалеем", - в сердцах сказал корреспонденту Цензор.НЕТ Сергей Пашинский уже после завершения интервью 25 мая.
Сказано это было в режиме "офф-рекордз": под запись депутат не очень торопится называть "их людей". Но элементарные выводы можно сделать и из публичных заявлений. Так, ранее группа депутатов из "Народного фронта", во главе со считающимися близкими к Пашинскому Татьяной Чорновол и Андреем Левусом, обратилась в Генпрокуратуру с требованием расследовать возможную причастность к коррупционным схемам в нефтегазовой отрасли нардепов Александра Онищенко, Игоря Еремеева и Юрия Бойко.
Последний, напомним, возглавлял Минтопэнерго и НАК "Нафтогаз" и был правой рукой Виктора Януковича в вопросах закупок российского газа. Игоря Еремеева считают реальным владельцем группы "Континуум", которая в недавнее время отметилась большой войной со структурами Игоря Коломойского за технологическую нефть, находившуюся в распоряжении "Укртранснафты" - что и стало основной, хотя и не главной, причиной апрельского скандала, который завершился уходом Коломойского с поста главы Днепропетровской ОГА (главной причиной приходится признать "покушение" олигарха-губернатора на политическую власть, что ставило в глупое положение олигарха-президента).
С Еремеевым, впрочем, история совсем не та, что с морской контрабандой. Как Коломойского пресса подозревает в выкачивании технологической нефти из нефтепровода на юго-востоке страны - так и о Еремееве утверждают, что он причастен к подобным же вещам на северо-западе, да еще и в связке с россиянами.
Речь идет о нефтепродуктопроводе "Грозный - Армавир - Трудовая". 1 тыс. 433 км этой трубы проходят по территории Украины, в частности, через Волынь. Через эту трубу дизтопливо поступает, в частности, в Венгрию. Соответственно, "труба" должна постоянно по всей своей длине быть заполнена известным объемом "технологического" топлива. Без этого невозможна никакая прокачка.
К концу прошлого года оператор системы на территории Украины - компания " Прикарпатзахідтранс" - начала выдавливать топливо из трубопровода в направлении Венгрии с помощью так называемой "азотной пробки", которая, как считается, гарантирует сохранение собственно трубопровода в рабочем состоянии. В то же время, к трубе оставались подключенными отводные трубопроводы, и кое-кто в Киеве усмотрел здесь воровство.
Дело в том, что до революции нефтепродуктопровод принадлежал - через дочернюю компанию - известной российской компании "Роснефть". Однако с декабря решения украинских судов и прокуратуры, а также уголовные дела, возбужденные МВД, привели к тому, что россияне (вернее, их младшие коллеги) потеряли ранее приобретенные права. В частности - на находящееся в трубопроводе топливо.
Дело дошло даже до обвинений в диверсии.
Однако и ни в чью другую собственность это топливо не попало. Из документов, копии которых имеются в распоряжении Цензор.НЕТ, явственно следует: пока одни, ссылаясь на решения судов, пытались прекратить "откачку" дизтоплива, другие продолжали этим заниматься. В этих документах есть также прямые обвинения по адресу структур Еремеева - пусть не в откачивании горючего, но в содействии данным деяниям.
При этом достоверно известно, что преломить ситуацию помогло вмешательство бойцов некоторых добровольческих батальонов. Которых, опять же, связывают с Сергеем Пашинским. Именно это объединяет наши сюжеты о морской контрабанде и о нефтепродуктопроводе "Грозный - Армавир - Трудовая".
Однако Фонд госимущества, суды, прочие госорганы постановили лишь, что любые операции с содержимым трубы незаконны. Но НЕ ПОСТАНОВИЛИ, кто же получит право на такие операции. 25 мая Сергей Пашинский, под запись, признал этот факт в разговоре с Цензор.НЕТ. Таким образом, нефтепродуктопровод еще не перешел в собственность государства. Пока он просто заблокирован "от всех желающих" - и все.
То есть, откачивать нефть из продуктопровода не может никто. Это следует и из документов, имеющихся в нашем распоряжении.
Большая война за бензиновый рынок еще далека от завершения. И содержит ряд эпизодов, которые просто технически не вошли в эту статью. Например - как, собственно, украинские газовые скважины объявляются неприбыльными и продаются по бросовой цене частным компаниям, после чего "вдруг" оказываются прибыльными… Что, впрочем, всячески скрывается от государственной отчетности.
censor.net.ua