• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Налог на недра: когда популизм хуже воровства
    Опубликовано: 2015-04-16 14:00:00

    Неоднократное повышение рентных платежей с начала 2014 года поставило предприятия горнодобывающей отрасли Украины на грань выживания. Тем не менее, под воздействием популистских лозунгов и мифов о якобы сверхприбылях горняков, правительство и подконтрольные ему «народные» избранники продолжают пилить сук, на котором сидит национальная экономика. А ведь статистика – вещь упрямая. Согласно методологии Международного валютного фонда, доход предприятий металлургической отрасли (Net smelter return) грубо определяется как разница между операционной прибылью и суммой инвестиций в развитие предприятий. Этот показатель в Украине по одной из групп составлял в среднем в 2010-2013 годах $28 за тонну, а в 2014 году упал до $4.

    Еще один устойчивый миф – использование горнорудными предприятиями офшоров для вывода прибыли за пределы Украины. Поддерживающие его депутаты «забывают», что большинство предприятий отрасли являются публичными компаниями, привлекают иностранные кредиты и должны раскрывать принципы своей деятельности на условиях прозрачности. Тот же «Метинвест», например, реализует продукцию своих предприятий зарубежным потребителям через собственную европейскую торговую компанию и обязан регулярно предоставлять европейским и украинским госорганам доказательства использования рыночных принципов при формировании цен. А это исключает любой эффект «офшорной прокладки».

    Существование подобных мифов приводит к искаженному представлению о положении дел в горнодобывающей отрасли. Депутаты решают, что «пора поделиться» и начинают игры с налогом на недра. До 1 апреля 2014 года размер ренты в Украине был сопоставим с российским – 3,64 грн./т погашенных (извлеченных) запасов руды. Это позволяло национальным производителям ЖРС успешно конкурировать с Россией и Казахстаном – странами с сопоставимым качеством руды и условиями добычи.

    Повышение в 4 этапа

    В Украине плата за пользование недрами рассчитывается на основе нескольких параметров: размера рентной ставки, объекта налогообложения – стоимости, к которой применяется такая ставка, и объема продукта.

    За прошедший год рентная ставка повышалась трижды. При первом повышении с 2,7% до 5% был изменен и объект применения ставки: теперь она применялась не к тонне добытой руды, а к стоимости тонны железорудной продукции (концентрата). Таким образом, фактически рента выросла не в 2 раза, а в 3-3,5 раз (здесь и далее – в долларовом эквиваленте). Средний показатель по декларациям предприятий во 2-4 квартале 2014 года составлял $2,3 или 33 грн./т по курсу соответствующего квартала.

    Изменение объекта обложение на «концентрат» противоречит мировому подходу к рентным платежам. Пособие МВФ «Администрирование налоговых режимов для добывающих отраслей» указывает: две тонны руды с содержанием железа 35% оцениваются так же, как одна тонна концентрата с содержанием железа 70%, хотя фактически они стоят дороже из-за более высоких транспортных расходов и затрат на переработку (обогащение). То есть ставка ренты на тонну руды (среднее содержание Fe 35%) должна быть практически вдвое ниже ставки на тонну концентрата (среднее содержание Fe 65%), пусть и за счет более сложного механизма ее начисления.

    Такой размер платы за недра уже превышал многие мировые показатели. В 2014 году отраслевая ассоциация «Укррудпром» совместно с аудиторской компанией PWC по методологии Legal Tax, которая признана и одобрена Мировым банком, провели анализ с целью сравнить нагрузку на бизнес налоговых режимов разных стран. По полученным данным для базового украинского предприятия, размер платы за недра в Австралии был равен $1,7, Бразилии – $0,6, Канаде – $0,3, Индии – $2, ЮАР – $0,4, Казахстане – $1, в России – $0,6, а в Украине – $2,3. Этот расчет не учитывает базовое содержание Fe (железа) в полезном ископаемом – в Украине оно одно из самых низких в мире.

    Второе повышение ставки платы за недра в 2014 году до 8% для производителей прошло относительно безболезненно – при ее расчете учитывался процент содержания железа в концентрате, поэтому размер платы за недра остался на прежнем уровне.

    Повышение рентной платы совпало с резким падением цен на железную руду. Дело в том, что из-за несовершенного законодательства налогообложение происходит по большей из величин: фактической стоимости реализации продукции или себестоимости с учетом коэффициента рентабельности горного предприятия. Этот показатель прописан в материалах геолого-экономической оценки (ГЭО) запасов полезных ископаемых. Утверждается он центральным органом исполнительной власти, и увеличивает расходы производства по специальной формуле. При этом оценка запасов проводится согласно законодательству не реже, чем раз в пять лет, поэтому текущие коэффициенты опираются на цены 2010-2012 гг. и не учитывают смену объекта налогообложения.

    «Падение цен на ЖРС в четвертом квартале 2014 года привело к тому, что себестоимость произведенного концентрата с учетом коэффициента рентабельности стала выше цены реализации. Это увеличило налоговую нагрузку ГОКов настолько, что в конце года они уже работали в убыток», - сообщил глава ассоциации «Укррудпром» Валерий Колосов.

    Казалось бы, такое положение дел в отрасли должно было отрезвить законотворцев. Производители ЖРС не раз обращались с предложением создать рабочую группу, готовы были предоставить детальную информацию и обоснование приемлемого размера ставок, ожидали прозрачного диалога.

    Но надежды были напрасными. В начале 2015 года власти без публичных обсуждений принимают очередные изменения в Налоговый кодекс: при расчете налога на недра больше не учитывается процент содержания железа в концентрате. При этом законопроект до момента его принятия даже не содержал информации об отмене коэффициента – к нему прилагалась «частная» записка в виде служебного письма, где в неявной форме предлагалось отменить этот пункт.

    В результате принятия изменений, размер платы за недра вырос еще в полтора раза, что на момент первого обсуждения данного изменения в феврале составляло $3,6/т концентрата, что делает его практически самым высоким налогом на недра в мире. Девальвация частично изменила долларовый эквивалент ставки до $3,1/т концентрата, но оставила его на лидирующих позициях в «мировом рейтинге» аналогичных платежей в странах с развитой добывающей промышленностью.

    «Некоторые депутаты приводят официальные данные ГФС по плате за недра в прошлом году – 30 грн за тонну продукции. Не стоит ориентироваться на эти показатели, они отражают среднегодовой размер. Нужно понимать, что за это время плата за недра трижды поднималась, а курс вырос с 8 до 16 грн./$. Уже в 4 квартале предприятия отрасли заплатили 35 грн за тонну концентрата, что на тот момент составляло $2,41», - рассказал Ярослав Гусейнов, директор по вопросам налогообложения «ПрайсвотерхаусКуперс Украина».

    Цены стремятся на дно

    Непродуманные действия парламента поставили украинских производителей железорудного сырья в проигрышное положение по сравнению с традиционными конкурентами – Россией и Казахстаном. Раньше невысокая себестоимость позволяла украинским ГОКам бороться за рынки сбыта на равных, теперь же российские производители получили дополнительное конкурентное преимущество. Ставка ренты у них ниже в 2,5 раза, чем в Украине, к тому же они имеют доступ к более дешевым энергетическим ресурсам.

    Начавшееся в 2014 году ослабление гривны не принесло производителям ЖРС ожидаемого позитивного эффекта. «Более 70% себестоимости, кроме зарплаты и амортизации, составляют затраты, так или иначе привязанные к курсу доллара – инвестиции в большегрузную технику и комплектующие к ней, шарошки для бурения, километровые ленты для циклично-поточной транспортировки горной массы на тех ГОКах, где она применяется. Высокий удельный вес в себестоимости – горюче-смазочные материалы. Их цена снизилась в текущем периоде в долларовом эквиваленте, но не так значительно как мировые цены на нефтепродукты», – сетует Сергей Сторчак, глава «Федерации работодателей горняков Украины».

    Во-вторых, девальвация национальной валюты всегда сопровождается инфляцией, все материальные элементы себестоимости увеличиваются. Поэтому даже украинские поставщики и подрядчики закладывают привязку к доллару в ценообразовании.

    Все это происходит на фоне рекордного падения цен на ЖРС: в начале апреля стоимость руды с 62% содержанием железа на базисе CIF Китай опустилась до $47,5/т, достигнув 10-летнего минимума. И, по оценкам зарубежных экспертов, цены опустятся еще – некоторые прогнозируют удешевление руды до $40, другие не исключают возможность обвала цен даже до $30 за тонну. Такая ситуация в совокупности с высокой платой за недра ставит горнорудную отрасль Украины на грань выживания. Если цены продолжат падать, эксперты не исключают вероятность остановок производства на некоторых предприятиях.

    «Цена руды на базисе CIF Китай $35 уже не кажется фантастически низкой – себестоимость с доставкой ведущих производителей BHP, Vale, Rio Tinto, Fortescue уже соответствует этому показателю, и они устанавливают планку $30. У Vale и FMG при текущем фрахте получается около $33-34», - отметил Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины.

    Совокупность всех факторов предсказуемо сказалась и на финансовых результатах украинских производителей ЖРС. «ГОКи «Метинвеста» снизили прошлогоднюю прибыль в разы. Вырученных денег едва хватило на сокращенную инвестиционную программу и переплату налога на прибыль. К слову, наши ГОКи в прошлом году заплатили 5 млрд. грн. налогов, из них 2,7 млрд. грн. – переплата по налогу на прибыль», - сообщили в пресс-службе горно-металлургического холдинга.

    Это вынуждает производителей резко сокращать инвестиции и объемы производства. В среднесрочной перспективе это означает существенное снижение отчислений в бюджет вместо ожидаемого увеличения.

    В долгосрочной перспективе это грозит уничтожением всей отрасли. Горнодобывающее производство является капиталоемким и требует постоянной реализации инвестиционных программ по поддержанию производственных мощностей – обновление технологического оборудования, реконструкция карьеров в связи с их расширением, наращивание дамб шламохранилищ и пр.

    Приемлемый уровень инвестиций с точки зрения стратегического развития предприятий – это не менее $8-9 на тонну продукции. Средний показатель на ГОКах Метинвеста в 2010-2013 годы составлял $8,3 на тонну. В 2014 году зафиксирован наименьший показатель инвестиций – $4,4.

    Балансирование на уровне рентабельности менее 10% не позволит обеспечить реализацию инвестпрограмм и приведет к сокращению производственных мощностей, а в конечном итоге и к полной остановке комбинатов. Если у предприятий не будет средств на горно-подготовительные и горно-капитальные работы сегодня, будущих перспектив у отрасли нет. На ГОКах Украины работает около 37 тысяч человек, с учетом коэффициента семьи без работы останутся 110 тыс. украинцев.

    uaprom.info



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.