В начале марта стоимость железной руды (содержание Fe 62%) в портах Китая, которая является ключевым показателем на мировом рынке, опустилась до минимального значения с мая 2009 года. 11 марта 2015 года, по данным Bloomberg, этот показатель составил чуть более $58, хотя в январе 2014 года стоимость сырья превышала $130/т.
Еще недавно такие значения считались критичными для украинских производителей и экспортеров железорудного сырья. "Если цены на руду в 2015 году "приземлятся" на уровне $60 за тонну, то целая подотрасль ГМК в Украине будет балансировать на грани рентабельности", — отмечал в декабре прошлого года аналитик ИК Concorde Сapital Роман Тополюк. Ключевые игроки украинского рынка ЖРС — "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского, Ferrexpo Константина Жеваго, Южный ГОК, который контролируют "Метинвест" и "Евраз" Романа Абрамовича, и Криворожский железорудный комбинат Игоря Коломойского и Ахметова.
Почему же украинские горно-обогатительные комбинаты продолжают работать? Дмитрий Желтяков, специалист ГП "Укрпромвнешэкспертиза" считает, что с учетом девальвации гривни точка безубыточности украинских компаний опустилась ниже $60 за тонну, поэтому цену в $55 на спотовом рынке Китая украинские компании еще выдерживают.
Роман Тополюк подтверждает, что в связи с девальвацией "точка риска" для украинских компаний сместилась. Теперь им будет невыгодно работать при ориентировочной цене в $47-48 за тонну, но говорить об остановке производства даже в этом случае не стоит. "Даже если цены опустятся до того уровня, когда рентабельность станет ниже нуля, предприятиям все равно выгоднее работать, чтобы покрывать зарплаты, а не сокращать коллективы", — объясняет он. Предприятия не останавливают производство даже при низкой рентабельности, чтобы в момент, когда рынок восстановится, быстро нарастить производство.
Алексей Андрейченко, старший аналитик ИК "Арт Капитал" привел пример компании Ferrexpo, у которой при курсе доллара 12,9 грн в конце 3 квартала 2014 года затраты на производство 1 тонны окатышей были $47. В то же время у "большой тройки" (Rio Tinto, BHP Billiton, Vale) затраты колеблются в пределах $21-26 за тонну. "В ходе последней волны девальвации себестоимость производства Ferrexpo должна была упасть на $5-7. Соответственно, если стоимость добычи в 4 квартале 2014 года была $42, а сейчас стремится в сторону $40, то цены на нынешнем уровне их пока не пугают", — объясняет Андрейченко.
Однако не исключено, что если цены будут ниже себестоимости в течение 2-3 месяцев, то производство руды для внешних рынков будет сокращаться.
Но девальвация, которая пока что спасает украинских экспортеров, — временное явление, а предпосылок для роста мировой цены нет. Рост цен возможен при выполнении одного из трех условий. Первое из них — экономика Китая и потребление стали в стране перестанет замедляться. Это, по словам Романа Тополюка, маловероятно, так как КНР, а особенно сектор недвижимости (основной потребитель стали), сильно закредитована.
Второе — крупнейшие мировые горнорудные компании сократят планы по наращиванию добычи. Это также невозможно, потому что начатые проекты близки к завершению. "Сами компании заявили, что сокращать темпы экспансии, чтобы поддержать цены на руду, не будут. Более того, в ближайшие два-три года на рынок выйдет около 200-300 млн тонн новых мощностей, которые не будут покрыты спросом", — говорит эксперт.
Третья причина предполагает закрытие китайских горнодобывающих компаний, 80% которых при текущих ценах убыточны. Это наиболее вероятный сценарий, но процесс будет сложным, так как закрытие шахт общей годовой мощностью около 200 млн тонн приведет к увольнению сотен тысяч людей и росту социального напряжения.
Роман Тополюк отмечает, что украинские железорудные компании останутся на плаву главным образом благодаря девальвации, но приток валюты в Украину существенно снизится: "В 2014 году Украина экспортировала 40,9 млн тонн ЖРС на общую сумму $3,3 млрд. Если цены в Китае останутся на текущем уровне, то среднегодовая цена упадет на 37%. Таким образом, при сохранении объемов экспорт украинского ЖРС в нынешнем году принесет $2,1 млрд".
delo.ua