• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Украина теряет доверие инвесторов. Газа не будет?
    Опубликовано: 2014-12-27 14:00:00

    Американская Chevron отказывается от проекта в Украине по причине возросших рисков или все же из-за присутствия в Соглашении о разделе продукции по освоению Олесской площади компании “Семьи” беглого Януковича? Анализ ситуации свидетельствует, что, независимо от мотивов Chevron, правительство Украины должно извлечь уроки из пока бесславной истории заключения СРП и в современных условиях сделать ставку не на масштабность, а на операционную привлекательность нефтегазовых проектов в нашей стране. Претендентов хоть и поубавилось, но все же свято место пусто не бывает: дочерняя компания итальянской Eni — Eni Ukraine Llc готова продолжать работу над нефтегазовыми проектами на территории Украины. Для Киева это реальный шанс начать восстанавливать репутацию добросовестного партнера в глазах потенциальных инвесторов в отечественный энергосектор.

    Чем вызвана пауза Chevron, или Побудительные мотивы отказа американской компании от проекта на Олесской площади

    Срок подписания операционного договора как неотъемлемой составляющей Соглашения о разделе продукции (СРП) между американской Chevron и правительством Украины истек 18 декабря 2014 г. (см. ZN.UA №46 от 6 декабря 2014 г., “Чьи вы, недра, будете?”). Но еще 15 декабря появилась информация о том, что американская компания решила в одностороннем порядке выйти из проекта по освоению Олесской площади, отправив украинскому правительству официальное письмо-уведомление. По данным источников ZN.UA, в этом письме указан перечень конкретных причин отказа от заключенного соглашения. Главная из них — Минфин не выполнил свои обязательства по договору в части налогообложения участников СРП.

    При этом в самой компании Chevron официально и публично так и не поясняют причин выхода из проекта в Украине.

    Отечественные чиновники, близкие к переговорному процессу, наоборот, утверждали, что Украина выполнила все условия для подписания с Chevron операционного соглашения по геологическому изучению и последующей добыче так называемого сланцевого газа на Олесской площади (Ивано-Франковская и Львовская обл.).

    Члены правительства продолжали излучать оптимизм даже тогда, когда стало понятно, что у СРП по Олесской площади большие проблемы. А 18 ноября глава правления НАК “Надра Украины” Ярослав Климович даже заявил, что “все условия для начала работы со стороны государства выполнены”.

    По словам источника ZN.UA в Минэнергоугольпроме, одной из причин решения Chevron о выходе из проекта по освоению Олесской площади является необходимость пересмотра по требованию украинской стороны подписанного в 2013 г. договора к Соглашению о разделе продукции. Украинская сторона требует исключить из СРП “фирму-прокладку” — ООО “СПК-Геосервис”, которую связывают с бывшим министром экологии, экс-главой Минэнергоугольпрома Эдуардом Ставицким и беглым экс-президентом Виктором Януковичем.

    “Им (Chevron)пришлось бы потерять минимум год-два на процедуру согласования нового договора. И они решили взять паузу на работы”, — сказал источник ZN.UA, знакомый с ситуацией. “Скорее всего, более целесообразно было бы выкупить за небольшие деньги эту прокладку, но такой сценарий не был реализован”, — добавил источник.

    Но проблема замораживания проектов по добыче энергоресурсов в Украине с участием Chevron и Shell (последняя ранее приостановила проект освоения Юзовской площади), а также с другими потенциальными инвесторами намного глубже. Поэтому уже даже анализ причин этой проблемы позволит избежать ошибок в будущем и, соответственно, может кардинально изменить ситуацию с добычей энергоресурсов в стране.

    Американская Chevron прошла сложный путь от победы на открытом конкурсе и до согласований текста договора с местными общинами и подготовки операционного соглашения. И когда уже, казалось бы, все трудности преодолены, компания Chevron решила отказаться от проекта. Так или иначе, для этого должны быть веские причины. Кроме озвученных причин отказа американской компании от участия в СРП, существует еще много других, не менее важных, которые, очевидно, и заставили Chevron изменить свое мнение об украинском проекте.

    Во-первых, политический и экономический кризис в Украине резко повысил риски, связанные с реализацией проекта. Во-вторых, падение цен на углеводороды в мире актуализировало вопрос о целесообразности новых дорогостоящих проектов. В-третьих, в Украине существуют проблемы сугубо технического характера. Например, объем услуг отечественных сервисных компаний, которые могут быть задействованы в крупных нефтегазовых проектах, мизерно мал. А завозить сюда иностранные сервисные компании — это время и очень большие деньги.

    С учетом всех этих факторов можно сказать, что выход Chevron из проекта по Олесской площади — вполне ожидаемый и, с ее точки зрения, рациональный шаг.

    Непоколебимый фиктивный участник СРП

    Изначально планировалось, что Shell и Сhevron будут добывать так называемый сланцевый газ в Украине вместе с украинскими партнерами — совместными предприятиями, созданными с участием государственной НАК “Надра Украины” (доля в СП — 90%) и малоизвестной компании ООО “СПК-Геосервис” (10% в СП). Эти СП (соответственно “Надра Юзовская” и “Надра Олесская”) являются украинской стороной соглашений о разделе продукции с Shell и Сhevron по Юзовской и Олесской площадях.

    Как известно, тлеющий скандал в связи с газовой фирмой-“прокладкой” Януковича—Ставицкого “СПК-Геосервис” продолжается с 2013 г.

    Весной 2014-го экс-глава Минэкоресурсов Мохник уверенно заявлял, что у правительства есть четыре варианта решения проблемы 10-процентной доли ООО “СПК-Геосервис” в СРП с Shell по Юзовской площади в пользу государственной компании. Экс-министр пояснял тогда, что такое решение было принято постмайдановским правительством в связи с подозрением о наличии коррупционной составляющей при создании СП “Надра Олесская” (см. ZN.UA №14 от 18 апреля 2014 г., “Правительство решило перекрыть Януковичу доступ к будущей добыче нетрадиционного газа в Украине”).

    Предполагалось, что “СПК-Геосервис” уступит свою долю в ООО “Надра Юзовская” и ООО “Надра Олесская” другим компаниям или же “Надра Юзовская” и “Надра Олесская” вообще выведут из СРП.

    Однако, как выяснилось, с апреля по декабрь 2014 г. эта проблема так и не была решена. Компания “СПК-Геосервис” не идет ни на какие компромиссы. Ее владельцы по-прежнему “очень хотят помогать Украине добывать газ”.

    Масштабы не полученной государством прибыли и потерь местных общин

    Сейчас трудно оценить потенциальные потери государства в связи с уходом Chevron. Согласно договору, на начальном этапе геологоразведки компания обязалась инвестировать по проекту СРП на Олесской площади 350 млн долл., а при благоприятном стечении обстоятельств за все время проекта инвестиции могли достичь 10 млрд долл. Но эта цифра весьма условна, особенно когда реальные работы еще не проводились, да и наличие промышленных запасов газа не подтверждено.

    Зато можно с уверенностью говорить, что для Украины, в первую очередь, для правительства Арсения Яценюка и лично президента Петра Порошенко решение Chevron уйти из Украины — большой удар. Одна из крупнейших и весьма агрессивных нефтегазовых компаний в мире, тем более из США, главного союзника нашей страны на международной арене, своим решением вынесла приговор Киеву — иностранных инвестиций в Украине не будет.

    Со своей стороны, украинские власти за десять последних месяцев 2014-го сделали все для того, чтобы отпугнуть потенциальных инвесторов, особенно в газодобывающем бизнесе. Весь год правительство ведет настоящую войну с независимыми газодобывающими компаниями и любыми методами пытается уничтожить частную добычу. Из самых громких инициатив Кабмина — попытка заставить частные компании закачивать половину добываемого газа в подземные хранилища, к счастью для частников, осталась не реализованной. Другое новшество правительства — постановления №596 и 599 от 7 ноября, а потом и финальное №647 от 26 ноября, согласно которому 162 крупных промышленных потребителя обязали закупать природный газ только у НАК “Нафтогаз Украины”. Так правительство Яценюка решило в приказном порядке перераспределить рынок газа в пользу государственного “Нафтогаза”, оставив за бортом рынка негосударственные добывающие компании. И хотя побудительные мотивы Кабмина понятны (НАКу позарез нужны деньги на оплату импортного газа и выплату долга “Газпрому”), такое решение явно ущемляло законные интересы других участников отечественного рынка газа. Группа частных компаний смогла оспорить правительственное постановление в судебном порядке.

    Зато правительству с августа удалось в два раза увеличить налоги на добычу газа, повысив ренту с 28 до 55% от стоимости газа при добыче на глубине до 5000 м и с 15 до 29% при добыче с более чем 5000 м. В проекте госбюджета-2015 уменьшение ставок ренты не только не предусмотрено, но и на продукцию, полученную в рамках договоров совместной деятельности частных и государственных добывающих компаний, а таких около двух десятков, предполагается повысить ставки ренты до 70%. Частные газодобывающие компании, работающие в Украине, в ответ уже сворачивают инвестиции, отказываются от новых проектов по бурению и геологоразведке. И это, как они уверяют, только начало конца.

    Стоит отметить, что президент Петр Порошенко и его окружение знают о происходящем в отрасли, представители компаний регулярно обращаются с открытыми письмами с просьбой разобраться в происходящем, но никакой ответной реакции со стороны администрации главы государства нет.

    Когда стало известно об отказе американцев от украинского проекта, заместитель главы администрации президента Валерий Чалый заявил: “Мы будем делать все возможное, чтобы сохранить инвестиционные, инфраструктурные проекты, а также проекты в энергетической сфере, которые сегодня требуют политической поддержки”. Но данное заявление, не подтвержденное реальными действиями, не произвело должного впечатления ни на потенциальных, ни на практических инвесторов, в частности, в добывающем сегменте энергорынка.

    Мы не призываем однозначно вернуть статус-кво газодобывающих компаний, работающих в Украине по договорам о совместной деятельности. Некоторые их участники — весьма темные лошадки. И это значит, что соответствующие органы, прежде всего, контролирующие лицензионную деятельность в добывающей отрасли, а также фискальная служба Украины должны навести порядок в этом сегменте рынка. Административный запрет в этом деле не решает проблему, а только провоцирует недовольство и ненужные правительству подозрения в желании переделить рынок “под своих”. Как в 2010–2013 гг. это делали под “Семью” Януковича.

    Нужно ли это Яценюку, который 16 декабря в ходе конференции в Европейском политическом центре в Брюсселе весьма смело заявил, что с коррупцией, по крайней мере, на макроуровне правительство Украины покончило? Теперь Кабмин приступает к микроуровню. Добыча энергоресурсов с участием частных компаний — это и есть микроуровень…

    Упомянутые выше действия правительств Яценюка относительно газодобытчиков и бездействие администрации президента не остались не замеченными со стороны Chevron, и оптимизма у американцев в отношении Украины сегодня намного меньше, чем год назад.

    Но больше всех от ухода Chevron пострадают местные власти Ивано-Франковской и Львовской областей. Местные власти небезосновательно уповали на СРП и рассчитывали, что проект принесет дивиденды местным общинам.

    “Только на первом этапе за три года Chevron готов был инвестировать 350 млн долл. Это около половины инвестиций, которые Ивано-Франковская область получила за 20 лет”, — рассказала ZN.UA начальник управления экономических реформ, евроинтеграции и инвестиций Ивано-Франковской ОГА Мария Ткачук.

    В областной государственной администрации Ивано-Франковской области не скрывают, что за счет Chevron планировали реализовать социальные и инфраструктурные проекты, уже даже начали планировать улучшение инфраструктуры для готовности области к началу работы в этой сложной отрасли. Это, например, планирование управления отходами от добычи или же централизованное водообеспечение сельских территорий. “Сегодня люди в селах употребляют воду из колодцев, контролировать качество которой нет возможности. Мы планировали расширять централизованное водоснабжение, это позволило бы отбирать пробы воды каждые три часа”, — говорит М.Ткачук.

    Несмотря на заявление Chevron о выходе из проекта, в Ивано-Франковской областной госадминистрации надеются, что проект СРП по Олесской площади все же будет реализован. По крайней мере, поддержка проектов в нефтегазовой отрасли со стороны местных властей обеспечена, как и лояльность жителей региона.

    История провалов СРП

    Неудачу Chevron в СРП по Олесской площади можно было бы списать на общее незавидное состояние украинской экономики, если бы не тот факт, что все без исключения крупные проекты в нефтегазовой отрасли потерпели крах. А таких масштабных СРП планировалось минимум пять.

    Первый конкурс — по разработке Прикерченского участка Черноморского шельфа Украины в рамках СРП — был проведен в 2006 г. правительством Юрия Еханурова. Тогда победа досталась ООО Vanco Prikerchenskay, очень неродной дочерней компании американской Vanco. Однако дальше последовал целый ряд событий, в результате которых проект был заморожен. Главные препятствия на пути проекта по разработке Прикерченского участка создало правительство Юлии Тимошенко в 2007–2010 гг. В пылу борьбы с коррупцией работа в рамках этого СРП была фактически блокирована, впоследствии работы по этому проекту так и не были начаты.

    Второй проект СРП стартовал в мае 2012 г., когда Shell была объявлена победителем конкурса на заключение соглашения о разделе продукции на разработку Юзовского участка на территории Донецкой и Харьковской областей. В январе 2013 г. Shell, ООО “Надра Юзовская” и правительство Украины подписали соглашение о разделе углеводородов. Соглашение предполагает поэтапную разведку, разработку и добычу углеводородов. На первом этапе после комплексной экологической, геологической, социальной и экономической оценки территории Shell планировалось пробурить до 15 поисковых скважин в течение пяти лет. Но на сегодняшний день никаких работ на лицензионном участке компания Shell не ведет. Более того, в связи с военными действиями на территории Донецкой области проект пришлось заморозить — Shell сослалась на форс-мажорные обстоятельства.

    Но еще раньше Shell столкнулась с серьезным противодействием со стороны всякого рода негосударственных и экологических организаций, а также политических активистов, которых до этого в Украине никто не знал. Особо жесткую критику планов Shell, да и в целом разработки сланцевого газа вела организация “Украинский выбор” Виктора Медведчука. Это дало повод заподозрить, что за противниками разработки сланцевого газа стоит Москва, а провал крупных газодобывающих проектов в Украине на руку “Газпрому”, крупнейшему экспортеру газа на украинский рынок.

    Еще два проекта СРП планировалось организовать на шельфе Черного моря. В сентябре 2013 г. консорциум инвесторов в составе ExxonMobil (возглавила консорциум), Shell и OMV Petrum подписали с Кабмином Украины договор о разделе продукции по разработке Скифской углеводородной площади на шельфе Черного моря.

    Следующее СРП Украина подписала в ноябре 2013 г. с компаниями Eni (Италия), Electricite de France (EDF, Франция) при участии ГАО “Черноморнефтегаз” и ООО “Воды Украины” — в рамках проекта разработки нефтегазоносных площадей Субботино, Абиха, Маячная и Кавказская на глубоководном шельфе Черного моря. Но в связи с оккупацией Крыма реализация обоих этих “шельфовых” проектов остановлена.

    Таким образом, можно говорить, что ни одно из пяти СРП в нефтегазодобывающей отрасли за все время независимости Украины так и не заработало. Каждый из перечисленных проектов мог принести многомиллиардные инвестиции в экономику страны, но был остановлен еще на начальном этапе. В такой ситуации и с таким подходом к делу говорить об энергетической независимости или даже об отказе от импорта российского газа не приходится.

    Извлечет ли правительство уроки из опыта недобычи углеводородов?

    С другой стороны, провал крупных проектов СРП, в частности Chevron по Олесскому участку, дает возможность небольшим компаниям участвовать в разработке перспективных площадей. Там, где потерпел неудачу один крупный инвестор, может найтись работа для десятка небольших добывающих компаний.

    Кроме того, 23 декабря генеральный директор Eni Ukraine Llc (Киев) Луиджи Барберис в ходе встречи с главой Минэкоресурсов Украины Игорем Шевченко заявил о намерении этой компании продолжать работу над нефтегазовыми проектами на территории Украины. В 2012 г. Eni купила 50,01% акций ООО “Західгазінвест” (Львов). “Західгазінвест” владеет лицензиями на разработку девяти месторождений сланцевого газа в Западной Украине общей площадью около 3,8 тыс. кв. км. Сегодня Eni Ukraine Llc рассчитывает на поддержку со стороны украинского правительства в вопросах согласования плана работ.

    Ранее Eni зарегистрировала дочерние предприятия Eni Ukraine Deep Waters BV, Eni Ukraine Shallow Waters BV (место регистрации – Нидерланды) и Eni Ukraine Llc (Киев) для работы в Украине.

    Задача правительства Украины — обеспечить недискриминационные, прозрачные и стабильные условия для работы всех добывающих компаний в таком чувствительном сегменте энергорынка страны, как добыча углеводородов. Правительство Яценюка в очередной раз заявило о таком намерении 23 декабря, представляя в парламенте проект Госбюджета-2015. Какие практически действия последуют за этим заявлением? И когда?

    Предыдущее правительство, которое также возглавлял премьер Яценюк, запомнилось исключительно громкими заявлениями…

    politica-ua.com



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.