Украинское государство должно полностью пересмотреть подходы к энергетике и избавиться от схем, связывающих ее с агрессором, пишет бывший уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский
В советские времена от проблем в стране народ отвлекали с помощью телевизионных сеансов массовой психотерапии Кашпировского. Прошло более двух десятилетий, а стратегия Кремля не изменилась. Правда, теперь для массового гипноза используются, например, спекуляции вокруг энергоносителей. Отфильтровать в информационном потоке качественное мнение очень сложно. За последние годы почти все стали специалистами по газу. Чувствуется, что скоро станут и по нефти, и по ядерной энергетике. Пока же прорабатывается тема угля.
Об этом свидетельствуют и демонстративные веерные отключения электроэнергии из‑за нехватки топлива на тепловых электростанциях. Как будто у нас не хватает специалистов, которые могут вовремя предупредить об отключениях. Но кому‑то выгодно показать всей стране, как во время хирургической операции отключается свет и врачи обрекаются на подвиг.
В Украине уже более 100 лет добывается уголь в Донецкой, Луганской, Днепропетровской областях. Позже добыча была налажена в Львовской и Волынской областях. До агрессии РФ у нас работало около 140 официальных шахт. В прошлом году добыто почти 84 млн т. По данным Госстата, потребили около 71 млн т. В то же время Минэнерго сообщает, что в промышленности использовали примерно 61 млн т.
Западные специалисты не могут понять этого расхождения: для них 10 млн т угля — достаточно большой показатель. А для Украины — “в пределах погрешности”. Не говоря уже о разнице между добычей и внутренним потреблением, плюс экспорт, составляющий около 12 млн т. В пересчете на деньги это почти $100 млн. Зарубежные эксперты интересуются: неужели в 45-миллионном государстве некому просчитать варианты?
Порядок в сфере угольных цифр стране жизненно необходим. В прошлом году все украинские ТЭС и ТЭЦ вместе потребили свыше 38 млн т угля. В этом году из‑за агрессии РФ тепловые электростанции и теплоцентрали ощущают его дефицит. Заменить уголь другим непросто, поскольку котлы на станциях спроектированы под конкретные шахты. Нельзя сказать, что на других шахтах уголь лучше или хуже — он просто другой. Так получилось, что почти половина украинской теплоэнергетики потребляет энергетический уголь с антрацитом, который добывается в основном в Донбассе. Говорят, 3–4 млн т такого угля нельзя вывезти со складов шахт из‑за военных повреждений транспортных составляющих. В результате его запасы на складах ТЭС и ТЭЦ неполные и до конца года составят примерно 1,4 млн т вместо необходимых 3 млн т.
Один из возможных способов срочного спасения ситуации — импортировать уголь наиболее приемлемых марок с международных рынков или покупать его у агрессора (таковыми являются и РФ, и сепаратисты). В перспективе, конечно, можно реконструировать ТЭС и ТЭЦ для работы на углях из других бассейнов, например, Львовско-Волынского или польских. Но для этого нужны годы, деньги и развитие новых шахт. Учитывая, что с агрессором никто никогда не сотрудничал, руководством страны в сентябре этого года было принято единственное правильное в данном контексте решение импортировать уголь из ЮАР. Преимущества такого импорта из стран, которые далеки от политических игр, очевидны. Среди прочего речь идет о диверсификации поставок.
Но это решение фактически так и осталось на бумаге. Вокруг закупок в ЮАР разгорелся скандал, в результате чего уголь и в будущем будут закупать у агрессора во время войны. Появилось новое решение — поставки австралийского угля. Но и оно подается в прессе как странное: мол, уголь из Австралии не может быть лучше угля из ЮАР.
При этом до сих пор на уголь в Украине практически никто не обращал внимания. А теперь, в значительной мере из‑за Кремля и нас самих, многие в мире интересуются этим вопросом. Особенно на фоне последнего решения Конгресса США в поддержку Украины. Во всяком случае мировое сообщество, которое хорошо разбирается в политике и неплохо понимает, что такое независимая энергетика, волнует, как Украина будет решать угольные вопросы. Если грамотно, это пойдет на пользу нашей стране, если “как всегда” — во вред. Договоренности о поставках угля в Австралии — шаг, соответствующий первому сценарию. Не исключено, что после диверсификации через Австралию Украина потребует безвозмездной помощи в приобретении угля у гарантов нашей территориальной целости по Будапештскому меморандуму, что было бы вполне логично и обоснованно.
В нашем недешевом угольном хозяйстве пора наконец навести порядок. А за угольной отраслью в очереди стоят газ, нефтепродукты, ядерная энергетика. В конечном счете весь мир перестанет обсуждать огромную коррупцию в украинской энергетике, ссылаясь на наши же данные.
thekievtimes.ua