По данным Государственной службы статистики, положительное сальдо внешней торговли товарами за семь месяцев 2014 года составило $0,88 млрд по сравнению с $5,639 млрд негативного сальдо за аналогичный период прошлого года. При этом положительное сальдо в июле этого года увеличилось до $332 млн - с $61,1 млн в июне и $182,7 млн в мае. "ДС" поинтересовалась у Василия Невмержицкого, советника Предправления "Евробанка", каким образом Украине удалось достичь положительного сальдо и что из этого следует.
Пару дней назад Госстат отрапортовал о положительном сальдо торгового баланса по итогам шести месяцев. Событие на первый взгляд выдающееся, особенно учитывая, что с 2008 года "выйти в плюс" удавалось всего несколько раз. Впрочем, если изучить причины данного феномена, картина окажется не столь радостной. С начала года объем экспорта снизился по данным главного статистического ведомства на 5,3%, а объем импорта - на 20,5%. То есть на фоне общего сжатия экономики, показатели экспорта падали медленнее, чем цифры по импорту.
Однако, на мой взгляд, в этой новости есть и позитив. Если смотреть на ситуацию под правильным углом, из нее можно извлечь много пользы.
Еще предшественник Арсения Яценюка в своих речах не раз упоминал о необходимости развития программы импортозамещения. Однажды он даже поручил подчиненным энергично заняться этим вопросом, дабы побороть негативное сальдо торгового баланса. Но и до него проблема импортозамещения поднимался неоднократно. Внимание к ней закономерно и обоснованно, однако до сих пор сколько-нибудь заметных успехов на этом поприще нет. Равно как и нет ни одной действительно рабочей программы, направленной на решение вопроса. Хотя в действительности, все не так и сложно.
Разумеется, существует множество позиций, которые Украина просто физически не сможет заместить. Энергоресурсы, сырье и ископаемые, которых нет в стране, брендовая продукция, спрос на которую формируется по законам, отличным от классических экономических. С этим тоже можно и нужно что-то делать, но эффективность прилагаемых усилий в этих направлениях заведомо невысока. Сколько стимулирующих мер не предпринимай, запасы нефти в Украине все равно не появятся, а любителям французского вина и сыра не втолкуешь, что в черниговской области делают ничуть не хуже. Потому сосредоточиться следует на тех позициях, с которыми внутреннее производство может справиться.
В моем понимании государственная программа импортозамещения должна основываться не столько на заградительных, сколько на стимулирующих мерах. Нет никакой необходимости многократно повышать пошлины на ввоз детских подгузников. В краткосрочном периоде такой подход приведет только к подорожанию, дефициту и еще одному пикету у стен Верховной Рады. Гораздо эффективнее предоставить под такое производство льготное налогообложение и упростить систему правил для его запуска. Начиная от выделения земельного участка, заканчивая импортом оборудования. Бизнес, в отличие от государства, мгновенно реагирует на подобные инициативы.
Такие подходы отлично работают для крупного бизнеса, но что делать с малым и средним? Доля малого бизнеса в структуре украинского ВВП ничтожно мала - всего около 5-6%. Тогда как в США 52% внутреннего валового процента формируется малым бизнесом. Причем треть таких предприятий ориентированы на экспорт. В Украине же об этом принято только говорить. По-настоящему рабочей программы развития малого бизнеса нет. Равно как и нет лояльного отношения к частному предпринимательству со стороны государства. А ведь все, что нужно для развития этого сектора экономики - создать простые и понятные правила игры. Налогообложение должно быть не только льготным, но и простым. Глупо требовать от электрика или слесаря знания всех тонкостей бухгалтерского ремесла. А мастер по ремонту обуви не стремится получить диплом юриста. Все что нужно этим людям - возможность нормально работать, простые, понятные и прозрачные правила. И как только эти условия будут выполнены, в стране начнется настоящий предпринимательский бум, который может стать отличным драйвером для всей экономики и серьезным подспорьем для экспортного потенциала государства.
Это особенно актуально сейчас, когда страна переживает серьезные внутренние миграционные процессы. Люди и бизнес меняют "прописку". Им нужны рабочие места, жилье и доступ к новым рынкам. Причем нужны так сильно, что они готовы браться за работу с удвоенной силой даже не сейчас - еще вчера.
В идеале, государству в рамках программы развития малого бизнеса следовало бы начать кредитовать такие проекты. Как это делала ассоциация малого бизнеса в США с 1954 года. Но в условиях дефицита бюджета сейчас хватило бы и упрощенных правил ведения бизнеса. На мой взгляд, этого было бы достаточно, чтобы банки активно включились в кредитование малых предпринимателей. Ведь на самом деле они отлично видят перспективы и потенциал этого сегмента экономики. Им нужно лишь понимание, что бизнес сможет не просто выживать, но и развиваться. То есть, по сути, нормально обслуживать обязательства. Кредитование будет активно стимулировать развитие малого бизнеса, небольшого производства. А это рабочие места, рост ВВП и, наконец, импортозамещение. То самое, которое все мы так хотим достичь.
dsnews.ua