Согласно прогнозу Минсельхоза США, по экспорту пшеницы Украина выходит на шестое место в мире, по кукурузе — на четвертое и по ячменю — на пятое. Как противостоять обстоятельствам, влияющим на сокращение украинского экспорта?
Среди не очень обнадеживающих показателей экономики особняком стоит прогноз урожая, который будет выращен в этом году в нашей стране. По данным АПК-информ и Украинской зерновой ассоциации, валовой сбор зерна составит 57,4 миллиона тонн, в том числе пшеницы — больше 20 миллионов тонн (средняя урожайность 33 центнера с гектара), ячменя — 7,4 миллиона тонн (25,4 центнера с гектара) и кукурузы — около 28 миллиона тонн (61 центнер с гектара). Несмотря на сокращение площадей под зерновыми культурами из-за непогоды во время осеннего сева, а также на захват Крыма Россией, эти показатели лишь немногим хуже, чем в минувшем году, рекордном для украинских аграриев. Внутреннее потребление зерна останется примерно на таком же уровне, как и в 2013 году (30 миллионов тонн с учетом остатков). Вопрос в том, каким будет экспорт. Согласно прогнозам украинских специалистов, он составит 30 миллионов тонн (-7%), в том числе пшеницы — 8,5 миллиона тонн (-8%), ячменя 2,3 миллиона тонн (-6%) и кукурузы — 19 миллионов тонн (-6%). Согласно прогнозу Минсельхоза США, по экспорту пшеницы Украина выходит на шестое место в мире, по кукурузе — на четвертое и по ячменю — на пятое.
Президент УЗА Владимир Клименко отмечает, что некоторое сокращение украинского экспорта зерновых связано также и с тем, что Украина временно потеряла возможность работать через порты Крыма. «Крымские перевалки простаивают. Люди остались без работы, потому что там переваливать нечего, — говорит эксперт. — Зато Путин недавно подписал закон о том, что Крым станет игорной зоной». «Так что люди, потерявшие работу, будут теперь играть в карты», — не без горечи иронизирует президент УЗА. Тем не менее, как заявил Клименко, экспорт зерновых из Украины уже начался и идет даже более высокими темпами, чем в это же время в прошлом году. На конец июля было вывезено 1,7 миллиона тонн, в том числе 558 тысяч тонн пшеницы, 896 тысяч тонн ячменя и 286 тысяч тонн кукурузы (прошлогоднего урожая).
Как противостоять обстоятельствам, влияющим на сокращение украинского экспорта? УЗА и Минагрополитики намерены до 10 августа подписать меморандум о сотрудничестве, предусматривающий согласование объемов экспорта зерна в нынешнем маркетинговом году, информирует Клименко — один из авторитетнейших аграриев страны. Он также рассказывает, что недавно в Министерстве инфраструктуры прошло заседание рабочей группы. Его вел первый заместитель министра Александр Малин, и оно продолжалось всего час, но после него президент УЗА ощутил себя вроде бы в прошлом веке.
Дело в том, что при предыдущем правительстве Януковича — Азарова, повествует Клименко, УЗА, вместе с компанией «Нибулон», три года добивались от Мининфраструктуры разрешения на дноуглубительные работы на Днепре всего в двух местах. Там было необходимо убрать скальные породы и углубить дно реки. В результате Днепр стал бы судоходным на протяжении 700 километров. Это позволило бы перевозить по главной водной артерии страны любые грузы и, главное, — зерно в морские порты. А «Нибулон», как известно, уже построил на Днепре восемь современных элеваторов, а также настоящий флот — 24 баржи и шесть буксиров, с нуля реанимировав таким образом разворованный Укрречфлот. Но работать этот флот как следует не может, потому что по Днепру сейчас грузы возить нельзя — его никто не чистит. Этот сельхозпроизводитель за свои деньги разработал проект превращения Днепра в транспортную артерию. На его реализацию требуется лишь 20 миллионов гривен. Их наше государство три года не может изыскать.
На совещании в Кабмине в первых числах апреля Клименко докладывал об этой проблеме, и премьер-министр Арсений Яценюк дал поручение 30 июня закончить все необходимые дноуглубительные работы. После совещания министр финансов Александр Шлапак также поддержал это решение, поскольку понимал, что оно сулит стране большие доходы не только за счет улучшения логистики, но и в связи с тем, что банки начнут финансировать строительство судов и причалов. Клименко напоминает, что в советские времена по Днепру ежегодно перевозилось 60 миллионов тонн грузов, а сейчас всего четыре миллиона. «Мы сделали Днепр безработным и бомжем, — возмущается он, — а компания, которая вместо государства хочет сделать эту полезную для всей страны работу, три месяца не может получить бумажку с разрешением». «И теперь Малин, — цитирует замминистра президент УЗА, — опять говорит: а мы не собираемся ничего делать, где это мы найдем 20 миллионов». Услышав от оппонента упрек в том, что в свое время министерство нашло 40 миллионов на Евробаскет, замминистра сослался на дефицит времени и закрыл совещание…
Клименко обращает внимание журналистов на целые армии чиновников, которые сосредоточились в государственных инспекциях — сельскохозяйственной, ветеринарной, транспортной. По его мнению, эти вертикальные структуры были созданы и использовались лишь для сбора взяток и должны быть ликвидированы. «Все участники рынка, — отмечает глава УЗА, — согласны с тем, что в аграрном комплексе должна быть одна инспекция с функциями, необходимыми участникам рынка». Эксперт цитирует справку, полученную в Минфине. Оказывается, только в Госсельхозинспекции работает 5,5 тысячи человек. «Это почти дивизия, вооруженная до зубов старыми инструкциями времен СССР, — говорит Клименко, — которые насилуют весь рынок зерна». В ветеринарной службе, по его словам, занято 42 тысячи чиновников, которые обходятся бюджету в 2,5 миллиарда гривен.
Особые претензии у аграриев к транспортной инспекции, которая работает как бы в одной упряжке с родным Министерством инфраструктуры и всячески препятствует экспорту украинского урожая, не идя ни на какие уступки сельхозпроизводителям и только ужесточая штрафы для них (с каждой машины весом больше 20 тонн 80 тысяч гривен). «Если говорить о нашем аграрном бизнесе, — продолжил Клименко, — то у меня такое впечатление, что наши бизнесмены стремятся к счастливой жизни, а у них, как гири на ногах, висят все эти чиновники, не неся никакой ответственности за принимаемые решения».
«День» поинтересовался ценовой ситуацией на международном рынке зерна, от которой во многом зависит конечный результат украинских сельхозпроизводителей. «Практически год мы наблюдаем падение цен, — ответил Клименко. — Если говорить о ценах, то ситуация удручающая. Хороший урожай не только у нас. Работать придется в условиях низких цен. Но нельзя забывать, что гривня в Украине стала дешевле в полтора раза. Если бы курс национальной валюты остался на уровне 8 гривен за доллар, то все производители зерна были бы в убытке. Но в связи с изменением курса возник другой, благоприятный для украинского производителя эффект. Если по какому-то контракту приходит, к примеру 100 долларов, то раньше трейдер получил бы 800 гривен, сейчас он получит — 1200». «И наши производители теперь в плюсах, это я вам ответственно говорю», — заверил глава УЗА. С этим можно было бы согласиться, если не брать во внимание, что аграриям, в свою очередь, нужно покупать по импорту сельхозмашины, удобрения, средства защиты растений, семена, газ и т.д., а все это из-за девальвации сильно подорожало. Так что еще вопрос, выйдет ли украинский крестьянин по итогам года даже на ноль.
Этот вопрос «День» адресовал вице-президенту Союза сельскохозяйственных кооперативов Украины, главе фермерского хозяйства «Муравский шлях» (Харьковская область) Виталию Львову. «На полях моего хозяйства в этом году неплохой урожай — 50—60 центнеров с гектара, — рассказал он. — Но, честно говоря, об этом не хотелось бы распространяться, потому что все разговоры о высоких, но не собранных и не проданных урожаях сильно влияют на нашу внутреннюю цену, на ее снижение. Об этом еще весной справедливо говорил наш министр Швайка. Что касается вашего вопроса, то в этом году рентабельность по зерновым (если не учитывать кукурузу, которая в хорошем состоянии, но до уборки еще далеко) будет составлять 10—15%. Это будет хорошо. Но так будет лишь при том условии, если хозяйства смогут придержать свой урожай и продадут его позже. Если продавать сейчас, то будем выходить на ноль. А тот, кто собрал не 40—50 центнеров с гектара, а 15—20 — будет с убытком».
infoindustria.com.ua