Украина с начала переговоров подменяет их предмет: вместо проблемы погашения долга навязывается обсуждение цены газа, при этом исполнение условий контракта (перевод поставок на предоплату) воспринимается как эскалация ситуации.
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер на пресс-конференции заявил: "В ходе всех переговоров с самого начала происходила подмена предмета переговоров. Предметом переговоров, проблемным вопросом является хроническая задолженность НАК "Нафтогаз Украины" за поставки газа. К сегодняшнему дню объемы неоплаченного газа составляют 11,5 млрд кубометров. И российская сторона обращалась в рамках двухсторонних отношений и с Европейской комиссией, что вопрос задолженности должен быть урегулирован".
"В ходе переговоров произошла попытка подмены предмета переговоров со стороны украинских коллег. Они все это перевели в плоскость цены. И перевели логику переговоров в плоскость: дайте нам сверхнизкую цену на уровне Таможенного союза. Непонятно почему. А если вы нам эту цену не дадите, тогда мы не будем платить долги и будем бесплатно отбирать газ", — добавил он.
Миллер подчеркнул: "Режим предоплаты мы могли ввести давным-давно. Оснований было предостаточно и режим предоплаты не вводили — шли навстречу Еврокомиссии, которая говорила, что завтра, еще раз завтра, еще раз завтра Украина получит вот такую помощь… вот такую помощь…".
Говоря о том, каким должен быть платеж за газ от Украины, чтобы вернуть ситуацию из режима предоплаты в прежний формат он сказал: "Если кто то думает, что долги остались позади, а теперь будем платить только вперед, это не так. Надо погасить долг. Но мы говорим не о долге в полном объеме, а о том, который был назван — $1,951 млрд".
Он уточнил, что деньги в оплату поставок газа "перечисляются по конкретным счетам".
"Я буду очень рад, счастлив, если мы получим от Украины какие-либо деньги. Какой-либо платеж. Это будет новая ситуация, новый взгляд на проблему", — добавил он.
Российская сторона заявила, что готова снизить цену. Но украинская сторона выступила против регулирования цены за счет экспортной таможенной пошлины. "Но это суверенное право правительства РФ устанавливать те таможенные пошлины, которые сочтет возможным. Эти таможенные пошлины могут быть преференциальными, могут быть заградительными. И последнее слово будет за правительством РФ именно через механизм таможенной пошлины", — завил Миллер.
interfax.com.ua