Пока проекты добычи сланцевого газа по разным причинам откладываются, в Украине все более актуальной становится добыча традиционного газа. Пока что эта отрасль, несмотря на высокую цену на импортное топливо (около $485 за тыс. кубометров российского ресурса), близка к кризису. 88% газа сейчас добывают компании, входящие в структуру НАК "Нафтогаз Украины" — "Укргазвыдобування" и "Укрнафта", причем последняя находится под оперативным контролем группы "Приват" (контролируют около 47% акций). По прогнозу консалтинговой компании "Ньюфолк", в 2014 году объемы добычи этих компаний могут снизиться на 2,5-3%, или 0,4-0,5 млрд кубометров с 17 млрд кубометров, поскольку те уже несколько лет практически не занимаются бурением новых скважин.
Параллельно с этим происходит консолидация частной добычи в руках крупнейших финансово-промышленных групп, пытающихся обеспечить свои предприятия собственным газом, дабы не зависеть от стабильности украинско-российских отношений. В минувшем году негосударственные игроки заняли около 10% этого рынка с суммарным объемом свыше 2 млрд кубометров добычи ресурса. Основные игроки нефтегазового рынка c 2013-го фактически не изменились — среди лидеров по-прежнему находятся государственная "Укргазвидобування", "Нафтогазвыдобування", 50% которого принадлежит ДТЭК Рината Ахметова, а также структуры группы "Приват" Игоря Коломойского. И в планах многих из "частников" газового рынка нарастить добычу. Суммарно же собственная добыча газа Украиной за 5 месяцев текущего года составила 8,19 млрд кубометров ресурса, что на 1,7% превышает показатель за аналогичный период предыдущего года.
Нарастить собственную добычу можно довольно существенно, считает аналитик "Ньюфолка" Геннадий Кобаль. По его подсчетам, если "Укргазвыдобування" ежегодно будет вкладывать в бурильные работы по 4 млрд грн ежегодно, то к 2018 году не только избежит падения добычи, но и нарастит ее с 15,1 млрд куб.м в 2013-м до 16,6 млрд кубометров. У частных компаний — перспективы еще более радужные: за 2-3 года им вполне реально удвоить добычу с 2,5 до 5 млрд кубометров. "Но для этого частникам нужно бурить около 40-50 скважин в год, "Укргазвыдобуванню" — 80-90, а "Укрнафте" 40-50 скважин", — говорит эксперт.
Еще один метод интенсификации добычи — строительство дожимных газокомпрессорных станций, напоминает президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрей Мизовец. Они помогают выкачивать остатки газа из старых месторождений. "В Украине большинство ныне эксплуатируемых нефтегазовых месторождений было открыто еще в советское время и теперь достаточно истощены. Однако современные технологии позволяют увеличить объемы добычи на таких площадях. Вопрос только в привлечении инвестора", — отмечает он.
Инвестиционная проблема
Пока большинство участников рынка необходимых инвестиций не вкладывают. "Смарт-Холдинг" Вадима Новинского приостановил выполнение инвестиционной программы на текущий год до II полугодия и рассчитывает остаться как минимум на уровне добычи минувшего года. В компании "Гео-альянс" не ответили на запрос Delo.UA о планах по инвестированию в газодобычу.
Что же касается госкомпаний, здесь главным камнем преткновения является нехватка средств от государства. Одним из методов привлечения финансирования в "Укргазвыдобування" могло бы стать первичное публичное размещение этой компании на бирже, поскольку от материнской компании "Нафтогаз Украины" сейчас дождаться средств сложно. Председатель правления компании Сергей Костюк в апреле заявлял о том, что намерен вывести ее на IPO к 2016 году. Но для этого необходимо сначала наладить сбыт газа госкомпании по рыночным тарифам. Несмотря на тарифные изменения в начале 2014-го, для этой компании Национальная комиссия регулирования в вопросах энергетики оставила тарифную ставку на уровне прошлогодней — 349,2 грн за тыс. кубометров.
Пока что крупнейшая инвестиционная программа — у ДТЭК, который уже выпустил облигации на 1 млрд грн, которые намерен вложить в интенсификацию добычи. "По газовому блоку в прошлом году инвестпрограмма составляла 140 млн грн, а в этом году выросла в 10 раз", — отметил глава компании Максим Тимченко. За эти деньги компания намерена пробурить шесть новых скважин, плюс закончить начатое в прошлом году бурение еще трех. Весь добываемый газ компания реализует по рыночной цене на "Киевэнерго" и другие свои электростанции, а также частично на предприятия "Метинвеста" (ЛИНК).
Новые перспективы
Учитывая невысокую инвестиционную активность украинских газодобытчиков, можно ожидать, что к новым площадям, которые будут выставлены на аукционы в 2014-1015 годах, проявят интерес новые игроки (ЛИНК). Госгеонедр еще в апреле обнародовала список геологических площадей, которые предложит в ближайшее время инвесторам. В перечне — 45 участков, причем все — в Полтавской, Харьковской и Днепропетровской областях, и ни одного объекта в Западной Украине. "Именно в переходных зонах от суши к морю и в зоне стыка Днепровско-Донецкой впадины с Донбассом сконцентрированы значительные неосвоенные запасы углеводородного сырья", — говорит Андрей Мизовец. Всего в Украине, по его данным, по состоянию на 1 января 2013-го насчитывалось 402 перспективных нефтегазовых участка, из них подготовленных к поисково-разведывательному бурению структур было 147.
Но во второй половине 2014-го и в 2015 году рынок ожидает еще одно событие. В этот период заканчивается действие специальных разрешений на пользование недрами на примерно 20% из разрабатываемых сейчас участков. Во-первых, это основные месторождения "Укргаздобычи", выданные в 1999-2001 гг. Во-вторых, лицензии, которые выдавались на 10 лет во время первого "бума" выдачи спецразрешений в 2004 году. В то время было выдано 116 разрешений на нефте- и газоносные участки, из них частные компании получили 52. "Это позволило частникам за несколько лет увеличить добычу на 32%", — отмечает Мизовец. Но потом, с 2005-го по конец 2008 года выдача новых нефтегазовых спецразрешений не проводилась. В-третьих, в 2015-м оканчивается действие спецразрешений, которые на 5 лет получили частные компании в 2010 году — во время "второй волны" выдачи лицензий.
С этой проблемой столкнутся практически все крупные газодобывающие компании. Согласно закону, приоритетное право на получение/продление лицензии имеет компания, которая вложила деньги в разведку месторождения, объясняет Геннадий Кобаль. Но, по его данным, "семья" бывшего президента Виктора Януковича намеревалась в нынешнем году забрать эти участки у госкомпаний.
Частные газодобытчики также рискуют, ведь, по данным Мизовца, реальные геологоразведывательные работы проводились не более чем на 60% лицензионных площадей. "Многие компании покупали лицензии для дальнейшей перепродажи. Такая ситуация была характерна как для государственных, так и для частных инвесторов", — говорит глава ассоциации "Газовые трейдеры Украины". По закону, в этом случае участки надо выставить на новый аукцион. Но эксперт считает, что в нынешних условиях государство, пытаясь обеспечить позитивный инвестиционный климат в отрасли, отдаст участки нынешним собственникам в дальнейшее пользование, если они уже вели на них работы.
"Подрихтовка" рынка
Еще одной проблемой, сдерживающей инвестиционную активность, является недостаточная либерализация рынка газа, которая мешает работать трейдерам. Украина формально выполняет требования Третьего европейского энергопакета, которые состоят в разделении бизнесов по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа, а также обязывают предоставлять равный доступ всех участников рынка к газотранспортной системе и хранилищам. Но еще одно европейское требование — переход на справедливую рыночную систему ценообразования — пока далеко от воплощения в жизнь. Прежде всего, низкая цена для бытовых и коммунальных потребителей, которая сейчас составляет 1-4 грн. за тысячу кубометров в зависимости от объема потребления и наличия счетчика, чрезвычайно ограничивает рынок сбыта для частников: они просто не могут конкурировать с государством. А если ФПГ выполнят свои планы по наращиванию добычи и перейдут на самообеспечение газом, то небольшим добытчикам и трейдерам останется только сотрудничать со средними и мелкими промышленными потребителями: объем рынка здесь не превышает 4 млрд кубометров в год. В то время, как население и бюджетники в прошлом году потребили 17,4 млрд кубометров, а теплоэнергетика — еще 8,9 млрд кубометров.
Есть и другие законодательные нормы, мешающие рынку. 10 апреля Верховная Рада введела НДС с операций по импорту газа для всех компаний, кроме НАК "Нафтогаз Украины". "Применение таких условий для исключительного перечня компаний-поставщиков не соответствует европейских нормам", — уверяет директор газового трейдера "Энергоком" Павел Кравченко. Глава Кабмина Арсений Яценюк объяснил это тем, что освобождение от налога стимулировало бы компании покупать в ЕС газ по цене выше рыночной, и получать здесь возмещение НДС. Но, по словам Кравченко, принятый закон делает фактически невозможным импорт газа частными поставщиками. Таким образом, скорейшая либерализация рынка и прекращение военных действий в газоносных регионах являются главным условием наращивания собственной добычи газа.
delo.ua