На фоне рекордных показателей украинского агропрома по производству и экспорту зерна, подсолнечного масла из отечественного сырья с особой наглядностью оттеняются болезненные проблемы с обеспечением населения дешевыми овощами и фруктами.
Важный для украинцев рынок овощей не становится стабильным. В последние годы он и вовсе разбалансировался. То исчезала из продажи капуста, то взлетали цены на морковь. Статистика зафиксировала: с мая 2010-го по май 2011-го овощи подорожали на 72%, а компоненты борщевого набора — на 93%. В дальнейшем процесс продолжился. Только за февраль т.г. (по данным Минэкономразвития) компоненты борщевого набора вздорожали на 9,25%. За три последних года цены на продукты повседневного спроса — картофель, лук, свеклу, морковку, капусту — возросли на порядок. В условиях девальвации гривны, снижения покупательской способности населения бытовая, в общем-то проблема приобретает особую остроту.
В отсутствие конкурентов
Рост цен на овощи в период с конца прошлого и двух месяцев нынешнего года поражает. Такого не случалось даже в лихие 90-е. С ноября 2013-го. по февраль 2014-го оптовые цены в столице на картофель выросли с 3,5–3,8 до 5,8–6,5 грн, лук — с 3,7–4 до 6–6,5, капусту — с 1,2–1,5 до 2,8–3, морковь и свеклу — с 2 до 3–3,5 грн/кг. Добавив свою, отнюдь не 30- или 50-процентную наценку, торговые сети и вовсе вывесили пугающие ценники. В феврале цены на картошку и лук в киевских маркетах "Фора" фиксировались на 8,99 грн/кг. Капуста, свекла и морковь предлагались за 3,99 грн/кг. В "Сільпо" цена 1 кг свеклы, моркови, капусты вплотную приблизилась к пятигривневому показателю. В сетях "Великої кишені" примерно та же картина, дополненная разве тем, что в продаже появился картофель из Египта ценой более 13 грн/кг.
Просматриваются исходные позиции, приведшие к такому беспрецедентному росту цен. Торговые сети, воспользовавшись тем, что их конкуренты — селяне-продавцы во время февральских морозов лишились возможности торговать на открытых площадках базаров, подняли цены в маркетах. И даже тогда, когда частники смогли продолжить продажи и торговали по более низким ценам, большинство торговых сетей не посчитали нужным им следовать.
Овощная проблема, особенно острая в городах-миллионниках, могла бы смягчиться за счет производства овощей в пригородных поселках, селах, жители которых с деда-прадеда занимались этим промыслом. Тем более, что в мировой практике принято развивать отрасль, производящую вблизи крупных городов скоропортящиеся продукты. Но не лучшие решения земельных вопросов привели к тому, что вблизи мегаполисов предпочтительнее стало торговать самой землей, а не ее плодами. Потоки снеди из пригородов на рынки больших городов стали существенно убывать, добавляя еще один фактор, способствующий повышению цен — как в мегаполисах, так и в небольших населенных пунктах.
Цены на овощи в пригородных населенных пунктах не только сравнялись с ценами городов-миллионников, но зачастую превышают их. Сегодня потоки меняют направление. Многие жители пригородов предпочитают закупать овощи в маркетах мегаполисов. Местные эксперты отмечают, что в сетях и на рынках Борисполя цены на овощи и фрукты даже несколько выше, чем в иных районах столицы. В Василькове, в супермаркетах которого побывал корр. ZN.UA , цены на большинство овощей тоже мало отличались от столичных (в "Фуршете" морковь и свекла стоили соответственно 6 и 5 грн/кг), что несколько дороже, чем в столице. В местной газете опытные домохозяйки советовали заменить борщ обыкновенным супом, дескать, он обойдется дешевле.
Чиновники и ритейлеры ссылаются на обычные сезонные скачки цен, а также на недобор урожая. Но этим двукратное подорожание сразу всех компонентов борщевого набора объяснить сложно. Во-первых, сезонное подорожание только начинается, и его результаты впереди. Некоторые эксперты полагают, что розничные цены на овощи в апреле могут достичь двухзначных цифр. Сетования на недобор урожая явно преувеличены. В ноябре 2013 г., когда закончилась уборка корнеплодов, в ассоциации "Український клуб аграрного бізнесу" подсчитали, что картофеля и овощей собрано 9–9,2 млн тонн. Оценивая тогда ситуацию, эксперт М.Колесник заключила — "причин для возрастания цен нет". Настоящие причины создавшегося положения следует искать, прежде всего, в просчетах сбыта и торговли овощами. Которые, с одной стороны, приводят к необоснованному росту цен, с другой — снижают заинтересованность сельхозпроизводителей в выращивании картофеля, овощей, лишая отрасль перспективы развития.
Регионы разные, а проблемы — те же
На вступивший в строй летом 2011 г. оптово-розничный рынок сельхозпродукции "Столичный" возлагались особые надежды. Декларировалось, что кроме чисто экономического эффекта рынок должен был принести и существенный социальный эффект, т.е. упорядочить торговлю, снизить розничные цены на продукты повседневного спроса. Именно этим его предназначением мотивировалось выделение крупных бюджетных средств в рамках государственно-бизнесового партнерства на строительство "Столичного" и ряда других подобных объектов вблизи городов-миллионников. Нынешним летом "Столичному" исполнится три года. Однако, судя по уровню розничных цен на овощи, ожидаемый социальный эффект не произошел. Торговые сети, крупные отечественные производители так и не нашли дорогу на оптовый рынок. Ранее сложившиеся, зачастую теневые и коррупционные схемы заготовок, предназначение которых путем взвинчивания цен опустошать карманы потребителей, оказались намного привлекательнее.
"Столичный", так и не обеспечив ни масштабных оптовых потоков, ни снижения розничных цен, превращается в обычный базар. Большую часть павильона "Овощи и фрукты" нынче занимают импортные продукты. К тому же, в связи с выходом из строя мясного павильона из-за пожара, часть площадей заняли колбасными изделиями. Отечественным овощам и картофелю достались места всего на нескольких раскладках. Кстати, торгуют в тепле в основном посреднические заготовительные фирмы. Фермеры-производители перебиваются на открытых торговых площадках. Там хоть и холодно, но места дешевле, и торговать можно прямо с автомашин.
Цены предлагаемых фермерами продуктов на открытых площадках на 1–1,5 грн дешевле, чем в отапливаемом павильоне. Картофель, скажем, можно было купить за 5,8 грн/кг, лук — за 6. Если закупать более тонны, то цены снижаются. Но, несмотря на то, что цены здесь были существенно ниже, чем на рынках и в торговых сетях столицы, торговля шла вяло. И ясно, почему. Оптовики-закупщики здесь — редкие гости, а розничных покупателей мало — на "Столичный" непросто добраться: маршрутки если и ходят, то с перерывами, а за въезд автомашиной надо платить.
Анатолий Мельниченко — фермер из Ровненской области, привез картофель и овощи, которые выращивает на своем земельном пае в 5 га. Нынешней торговой поездкой недоволен, как и несколькими предыдущими. Слишком медленно, к тому же очень мелкими партиями реализовывается товар. Ситуация, полагает селянин, не изменится до тех пор, пока большинство сделок будут осуществляться в "тени", вне оптовых рынков.
"Хорошо, — говорит фермер, — что на грузовик стянулся, могу сам вывезти выращенное и продать. Не без того, чтобы подсобить соседям, родственникам. Но большинство односельчан вынуждены ждать заготовителей. А те, сколько хотят, столько и заплатят. Даже примерная "вилка" закупочных цен на картофель и овощи не установлена. Два года назад таким образом килограмм картофеля или корнеплодов уходил по 1 грн, а то и по 0,5 грн. Многие с тех пор поумнели и стали выращивать овощи только для себя или на корм скоту.
Завязавшийся с торгующими фермерами разговор показал, что в разных регионах проблемы у мелких производителей одни и те же. Что в Черниговской, Волынской, что в Киевской или Черновицкой областях.
В отличие от агрохолдингов, сельские хозяева не получают ни дотаций, ни банковских кредитов. В условиях мелкого производства не развиваются семеноводство, инфраструктура производства и хранения скоропортящейся продукции. Помочь делу могли бы сельские обслуживающие кооперативы (СОКи), которые, объединив мелких производителей, подняли бы их конкурентоспособность на внутренних рынках, позволили бы выходить на внешние.
Выдвинуто и осмыслено немало других идей, как избежать аритмии в выращивании и сбыте овощей, обеспечить стабильные цены, очистить рынок от спекулянтов и перекупщиков. Дело — за внедрением, четким определением новыми властями, что можно сделать в сельской общине, что — на районном и областном уровнях, а что — в центре. Начало весны, когда проектируются составляющие урожая, определяются объемы площадей для каждой культуры, перспективы сбыта, — самое подходящее для этого время.
domik.ua