Скандал вокруг карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных первоначально в Дании, а затем в ряде других европейских стран не затихает. Оскорбленные мусульмане штурмуют дипломатические представительства ряда западных стран, а один из духовных лидеров ислама радикальный мулла Крекар назвал публикацию карикатур "объявлением войны". "Это - объявление войны нашей религии, вере и цивилизации. Мы, мусульмане, к этому готовы. Война началась", - заявил Крекар в интервью норвежскому телеканалу TV2. Кстати, заметим, что сей мулла подозревается в причастности ко многим терактам, однако спокойно проживает в Норвегии в качестве беженца с 1991 года. Парадоксы западноевропейской демократии неисчерпаемы!
Думаю, что, говоря о данном скандале, вполне правомочно вспомнить не только о карикатуре на пророка, но и о западной демократии, в частности о ее слепой приверженности свободе слова. А так же о свободе вероисповедания, которая подразумевает уважение или, по крайней мере, терпимость верующих и неверующих друг к другу. Наконец, скандал поднял вопрос и о корпоративной солидарности в среде журналистов. Чтобы хоть как-то вывести из-под удара датских коллег, карикатуры тут же перепечатали в Норвегии, во Франции, в Англии и ряде других стран, что только подлило масла в огонь исламского экстремизма.
Прискорбно, что премьер Дании отказался извиниться за оскорбление, нанесенное миллионам мусульман, заявив, что для него важнее «святые принципы свободы слова». Один из великих демократов Томас Джефферсон, который в молодости так же готов был на все, ради «свободы слова», позже, пожив и поумнев, сказал, что в «этот сосуд – свободы слова» можно влить все, что угодно, в том числе и помои. Кстати, есть и другой известный демократический постулат: моя свобода кончается там, где наступает свобода другого человека. Или в Дании с этим не знакомы?
Удручает и корпоративная солидарность журналистов, как раз в данном случае, неотразимо напоминающая классическую корпоративную солидарность армии, полиции, судейского корпуса и т.д., когда вместо того, чтобы призвать коллег к порядку, корпорация их покрывает, как может. Характерно в этом плане заявление генерального секретаря организации "Репортеры без границ" Роберта Менарда, который подтвердил полное право датской газеты на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда, особо подчеркнув, что «свобода слова предполагает публикацию и таких материалов, которые могут шокировать читателей». Жаль, не могу напрямую спросить, а это-то зачем? Зачем нужно оскорблять и шокировать человека? И как это все уживается с европейской политкорректностью? Видимо, никак. Политкорректность сама по себе, а грязь и оскорбление миллионов людей, сами по себе.
Наконец, о свободе вероисповедания. Сейчас, естественно, на устах у всех ислам, но напомню о не столь уж давней выставке в центре Сахарова в Москве, разгромленной православными за то, что там выставлялись иконы и лики Христа, над которыми так называемые «художники» откровенно надругались. То, что все это происходило в центре Сахарова, только усугубляло позор и той, и другой стороны. Точно ту же картину, только в неизмеримо больших масштабах можно сегодня наблюдать на улицах европейских столиц, которые заполонили выходцы из мусульманских стран и, тем более, в самих исламских государствах, где идут погромы в дипломатических представительствах, христианских кварталах, где страдают ни в чем не повинные люди. В Турции убит католический священник, хотя все христианские церкви, в том числе и католическая, резко осудили появление карикатур.
Не знаю, как себя сейчас чувствует карикатурист или генеральный секретарь организации «Репортеры без границ», но было бы неплохо знать, что на их совести уже есть жизнь одного человека и, судя по развитию событий, эта жизнь, к сожалению, будет не единственной.
Или они читают только комиксы и ничего не слышали о международной войне с терроризмом? А в военные времена подобные шутки называли, насколько помню, не «свободой слова», а провокацией и «коллаборационизмом».
Петр Романов, политический обозреватель РИА «Новости»