Вы думаете, что дуэль - исключительно мужская забава? Ан нет, прекрасная половина человечества и здесь старалась не отстать! Женским дуэлям посвящена в истории не одна глава...
Дама вызывает кавалеров!
Законодательницами моды на дамские дуэли стали, конечно, француженки. Первой дуэлянткой считают оперную певицу Мопен, блиставшую при дворе Людовика XIV. Дива так натерпелась от надоедливых поклонников, что тайно научилась у лучшего фехтовальщика Парижа (а по совместительству - своего любовника) месье Серана искусству владения шпагой. На очередном балу Мопен, которой, видимо, не терпелось применить новый талант на практике, бросила резкое замечание в сторону одной знатной особы. Друзья оскорбленной дамы потребовали удаления певицы. Та в ответ вызвала на дуэль всех недовольных ею мужчин.
Потехи ради несколько смельчаков приняли вызов и были безжалостно заколоты недрогнувшей женской рукой. После чего Мопен преспокойно вернулась на бал и принялась танцевать. Людовик, опешивший от такой дерзости, помиловал дуэлянтку. А француженки, воодушевленные примером отчаянной певицы, словно с цепи сорвались. Причиной для поединка могло стать что угодно: одинаковые платья, взгляд, брошенный на чужого любовника... Аристократка мадам Шатеру, узнав, что ее супруг получил пощечину и не ответил, как подобает мужчине, сама вызвала обидчика на поединок...
Дуэльная лихорадка
Вскоре женские дуэли перешагнули границы Франции. Скрещивали шпаги и вскидывали пистолеты прекрасные представительницы Англии, Германии, Италии, Лихтенштейна, Соединенных Штатов. Жестокость, проявляемая дамами, шокирует, особенно если предметом дуэли был мужчина. Из десяти женских дуэлей восемь имели смертельный исход. Для сравнения: дуэли между мужчинами завершались убийством лишь в четырех случаях. По сути, женские дуэли были боями без правил. К сражающимся соперницам нередко присоединялись их секундантки. Дамы позволяли себе намазывать кончики шпаг раздражающими составами, чтобы даже легкая царапина приносила жуткую боль. Сражаясь на пистолетах, стреляли до смертельного исхода одной из противниц. Француженки, введя моду на дуэли, не остановились на достигнутом: стремясь добавить пикантности, они дрались в полуобнаженном, а то и вовсе обнаженном виде... Докатилась мода на женские дуэли и до России.
Ее величество Дуэлянтка
Жарким июньским днем 1744 года две пятнадцатилетние принцессы, Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская и ее троюродная сестра Анна Людвига Анхальт, не поделившие какую-то девичью ерунду, заперлись в спальне, чтобы на шпагах выяснить отношения. Если бы избалованные девчонки довели дело до убийства, не было бы в истории России великой императрицы Екатерины II, коей вскоре стала Софья. Детские чудачества принцессы не прошли бесследно: именно с ее восшествием на престол началась на русской земле эпоха женских дуэлей. Бум пришелся на 1765 год: 20 дуэлей, в восьми из них секунданткой была сама царица. В отличие от француженок, наши женщины до смертельного исхода старались не доводить: и грех великий, и Екатерина установила негласный принцип «до первой крови». Во время правления коронованной дуэлянтки было всего три случая гибели женщины на поединке.
Причиной дуэли могли стать как недоразумения личного характера, так и идейные разногласия. В 1770 году любимица императрицы княгиня Дашкова попала в неприятную историю. Будучи в Лондоне, в гостях у графини Пушкиной, жены российского посла, княгиня вступила в интеллектуальный спор с герцогиней Фоксон, одной из образованнейших женщин Англии. После получасовой беседы обстановка накалилась до предела. Дошло до повышенных тонов. Англичанка, не ожидавшая обнаружить в русской даме ум ученого, вспылила и позволила себе оскорбительное высказывание. Наступила зловещая тишина. Дашкова медленно поднялась и жестом пригласила герцогиню встать. Та последовала просьбе. Княгиня вплотную подошла к обидчице и влепила ей пощечину. Та, недолго думая, дала сдачи. Хозяйка дома опомнилась и попыталась примирить разбушевавшихся женщин, лишь когда соперницы потребовали оружие. Но безуспешно: дамы вышли в сад, и зазвенели шпаги. Поединок закончился ранением Дашковой в плечо.
Эта дуэль не была единственной на счету у княгини. В 1787 году она попыталась заменить сына Павла в предстоящей дуэли с офицером Преображенского полка Иевлевым. Ради спасения жизни своего дитяти Дашкова готова была вновь взять в руки шпагу. И неудивительно - учитывая, что сама императрица подавала пример такого решения семейных проблем.
В своих знаменитых «Записках» Екатерина II описала случай, когда чуть не вступила в дуэльный поединок со своим венценосным супругом Петром III. Тот выказал недовольство чересчур независимым поведением жены и попытался напугать ее острым клинком. На что та незамедлительно потребовала оружие и себе. До схватки у супругов не дошло, но судьба Петра была предрешена: с молчаливого согласия Екатерины он был задушен заговорщиками.
Дуэль по наследству
В девятнадцатом веке модное веяние продолжало кружить головы русским дамам. В петербургском салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 дуэлей. Не отставали и провинциалки. В Орловской губернии жили по соседству и годами не могли наладить отношения две помещицы: Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. После очередной крупной ссоры в июне 1829 года соперницы решили встретиться на нейтральной территории с целью завершающего поединка. В присутствии четырнадцатилетних дочерей и их гувернанток-француженок в качестве секундантов дамы скрестили сабли своих мужей. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову и скончалась на месте. Екатерина Васильевна, раненая в живот, умерла днем позже. Спустя пять лет в той же березовой роще встретились повзрослевшие дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. И вновь плачевный итог: смерть Анны Полесовой. А оставшаяся в живых Александра Заварова поведала потомкам об этой трагической «двухсерийной» истории в своем дневнике.
Оружие на выбор
Дамы, следуя мужской традиции, как правило, брали в нежные ручки шпаги или дуэльные пистолеты. Вот пример классической с точки зрения выбора оружия дуэли: осенью 1624 года маркиза де Несль и графиня де Полиньяк сразились в Булонском лесу на шпагах. Победила графиня, ранившая соперницу в ухо. Легендарной эта дуэль стала из-за одной причины - герцога Ришелье, будущего всесильного кардинала Франции, который и упомянул ее в своих записках, а заодно и запретил дуэли раз и навсегда. Но француженок было не остановить, а выбор оружия становился все более оригинальным.
Некая Мария д’Агу, возлюбленная великого композитора Ференца Листа, приревновала его к не менее великой писательнице Жорж Санд - как утверждают очевидцы, не без оснований. Она вызвала Санд на дуэль, выбрав в качестве оружия... острые ногти. Соперницы встретились в доме предмета своей страсти. Сам Лист спешно заперся в кабинете и вышел только, когда женщины угомонились. Явную победу в этой необычной схватке не одержал никто, но Жорж посчитала за лучшее уйти с пути темпераментной Марии и переключить свою любовную энергию на творчество.
Весной 1894 года в Петербурге в городском парке две молоденькие продавщицы решили за отсутствием фамильных шпаг выяснить отношения с помощью перочинных ножиков. Поединок закончился тремя ранениями в грудь у одной девушки и порезами шеи и плеч у другой. Предмет же их спора - молодой франт - исчез из города в неизвестном направлении от греха подальше...
По мере приближения к нашей с вами современности романтики становилось все меньше. Во времена «оттепели» одно московское студенческое общежитие престижного вуза разбудил женский крик «Дуэль!». Две девушки решили выяснить, кто из них лишняя на кухне, не банальным тасканием за волосы, а боем на кухонных ножах... Судмедэкспертиза насчитала на телах обеих до 50 ран.
Можно по-разному относиться к дуэлям, тем более женским, называя этот способ решения проблем противоестественным, забавным, ужасным... Но, положа руку на сердце, иногда жаль, что дуэли канули в прошлое!
Фиалки вместо шпаги
«Серебряный век» в России ознаменовался целой чередой «литературных поединков»: собирались стреляться Белый с Блоком, Брюсов с Белым, выходили к барьеру Гумилев и Волошин. Прекрасные дамы и здесь не остались в стороне. Мариэтта Шагинян, будущий мэтр советской поэзии, а тогда молоденькая экзальтированная курсистка, в письме вызвала знаменитого Владислава Ходасевича на дуэль за его якобы грубое отношение к жене: «Вы угнетаете М., бьете. Я буду защищать ее до последней капли крови!» Какова сила женской солидарности: Шагинян даже не была знакома с супругой поэта! Ходасевич повел себя как джентльмен: «Я с барышнями не дерусь!» А через месяц он получил от барышни... нет, не повторный вызов, а трогательный букетик фиалок. Так началась дружба, редкая между мужчиной и женщиной во все времена.
Инф.perfectlady.ru