Кажется, не требует доказательства тот факт, что род человеческий - это единое целое. Тем не менее между двумя половинами этого целого то вспыхивает, то затихает война, и начали ее именно женщины, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Это и понятно: "бабий бунт" берет начало в подчиненном положении женщин, и отдельные представительницы слабого пола подняли восстание против мужского господства задолго до появления первых суфражисток. Еще бы - разве можно смириться, например, с такими утверждениями:
И муж по справедливости и чести
Ждать вправе от тебя повиновенья.
... Помни, что сила женщин только в красоте,
(Ваш ум убог, и этого не скроешь)
Смотреть на вашу глупость стыдно мне.
Воюете? Просили бы о мире!
К главенству, первенству вы все стремитесь?
В любви и послушании смиритесь!
комедии Шекспира "Укрощение строптивой"}.
Еще легендарные амазонки считали мужчин низшим полом и встречались с ними лишь тогда, когда это было необходимо для продолжения рода (вот он, матриархат в чистом виде!). Современные амазонки вообще согласны обходиться без мужчин - как женщины в известном польском фильме "Новые амазонки", которые производили себе подобных методом партеногенеза, то бишь девственного размножения, как один-единственный вид ящериц на Земле. Но может ли женщина обойтись без мужчины? Для меня этот вопрос чисто риторический.
Впрочем, вернемся к нашему времени. Война женщин с мужчинами ведется как бы на двух уровнях. На одном из них радикальные феминистки сражаются с мужчинами вообще. Например, представительницы движения "красные чулки" призывают женщин как класс противостоять мужчинам как классу, потому что "все мужчины, какое бы место в обществе они ни занимали, получают выгоду от сексистской системы и соответственно в ней участвуют". Правда, именно эта феминистская группировка раскололась после того, как взяла штурмом нью-йоркское бюро регистрации браков.
А на другом уровне незатихающая война проходит через отдельные семьи, причем холодная переходит в горячую и наоборот, а иногда прерывается длительными перемириями. Я с такой войной на семейном фронте познакомилась еще в раннем детстве, когда с родителями жила в общаге. В одной из комнат каждый вечер шло бескровное (а иногда и слегка кровавое) сражение, а так как воющие стороны не считали нужным понизить голос, то все соседи были в курсе разногласий этой пары. Хорошо помню, как я спрашивала у мамы: "А зачем люди женятся, если они все время ссорятся?". Мама отвечала мне как-то слишком уклончиво; кстати, этот вопрос меня до сих пор занимает.
И вечный бой, покой нам только снится...
Летают сковородки и другие предметы домашнего обихода, противоборствующие стороны обмениваются колкостями, нацеливают свои отравленные стрелы в самые уязвимые места противника. Если отвлечься от непосредственных причин каждого конкретного скандала, то в основе будет все одно и то же - кто здесь главный?
У наших предков главным был, конечно же, мужчина. Если вы внимательно понаблюдаете в зоопарке за нашими ближайшими родственниками, человекообразными обезьянами, то очень скоро заметите, что в вольере самец - не просто господин, но царь и бог, и что нежные подруги подчиняются своему супругу прямо-таки с трепетом душевным. Правда, до зуботычин дело доходит редко - самцу достаточно сделать угрожающий жест. Не завидую я той самочке, которая все-таки рискнет ослушаться... Впрочем, они на это не отваживаются, они не люди. В мире животных иерархия точная и четкая, это необходимо для выживания вида.
Дело в том, что внутривидовая агрессия - это вещь самоубийственная, в явном виде на это способен только человек. (Впрочем, по последним данным, группы шимпанзе тоже воюют друг с другом и, побеждая, уничтожают чужих детенышей - но ведь они от нас совсем ненамного отстали!) В животном мире раз установленная иерархия поддерживается при помощи поз подчинения, которые служат как раз для того, чтобы гасить агрессию. Собственно говоря, вы прекрасно это знаете, если у вас дома есть собака. Но об этом лучше почитать у Конрада Лоренца,'в его замечательных книгах, которые почти все вышли на русском языке.
Сохранились ли эти позы у человека? Отчасти - да. Очень многие чисто женские, соблазнительные уловки ведут свое происхождение от этих поз подчинения. Представьте себе хотя бы смеющуюся женщину, откидывающую голову назад. Ведь она подставляет собеседнику свое незащищенное горло - совсем как у каких-нибудь волков, когда ниже стоящий член стаи таким образом тормозит агрессию у доминирующей особи. Естественно, что в людском обществе на сознательном уровне такая поза совсем не воспринимается как жест подчинения, а на бессознательном - кто знает? Может быть, именно поэтому многим мужчинам так трудно иметь дело с деловыми женщинами: дама в строгом костюме вряд ли позволит себе такое фривольное поведение.
Собственно говоря, эти жесты давно превратились в чисто символические, но если они есть - значит, они зачем-то нужны. Говорят, что многие пары прекрасно понимают друг друга без слов - не потому ли, что у них в процессе совместной жизни выработались какие-то непонятные посторон" ним знаки? Один из таких примеров приводит Вильгельм Йонен. Он консультировал одну супружескую чету, у которой существовал такой обычай: за столом жена нарезала еду на тарелке мужа на маленькие кусочки. Когда она вдруг перестала это делать, муж впал в настоящую панику...
К сожалению, далеко не всегда таких маленьких символических жестов бывает достаточно, чтобы прекратить агрессию. Не секрет, что семей, в которых повышенная агрессивность одного из супругов выплескивается на остальных членов семьи, достаточно много. Иногда это происходит в форме психологического давления, что само по себе очень тяжело, а в других случаях агрессия выражается в физических действиях, то есть просто в избиении более слабого.
Я не собираюсь здесь углубляться в проблему, которая известна как домашнее насилие; хочу лишь заметить, что она касается не только семей с низким социальным статусом или маргиналов. Увы, избивают жен и мужчины хорошо образованные, богатые, с высоким положением в обществе - просто они это тщательно скрывают. У меня есть по этому вопросу свое мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением большинства. Да, конечно, это безобразие, но, к сожалению, очень часто жертвы насилия в этом тоже повинны. Речь идет о психологии жертвы - если ты позволяешь себя оскорблять или даже бить, если насильнику это сходит с рук, то тем самым он получает подтверждение, что это дозволено. И действительно, жертва поплачет, пожалуется - а потом прощает "искренне раскаивающегося". Ведь когда он в хорошем настроении и не пьяный, он такой добрый и любящий... А потом все начинается с самого начала. Меня особенно поражают женщины, которые в таких условиях рожают детей одного за другим. Обычно такая страстотерпица начинает действовать только тогда, когда распоясавшийся супруг от издевательств над супругой переходит к измывательствам над детьми, то есть более чем поздно. Такой порочный круг еще можно разорвать в самом начале, после первой же пощечины, первого синяка; если женщина настроена решительно и не склонна прощать обидчика, тогда из брака еще может что-то получиться.
Почему же муж избивает свою жену? Потому, что в семье его родителей, где он рос и воспитывался, так было принято. Потому, что он не умеет сдерживать свои агрессивные импульсы, не приучен к самоконтролю. Потому, что он человек глубоко закомплексованный и несчастный и в насилии над родными видит единственный способ поднять свою самооценку. Выбирайте каждую причину по отдельности или все вместе, не ошибетесь.
Впрочем, я знаю немало случаев, когда в такой квартирной схватке побеждала женщина, вырубившая мужа точным ударом сковородки по голове или облившая его кипятком. Увы! Мужья обычно не обладают долготерпением жен, и они-то как раз после такого обращения из больницы домой часто не возвращаются. А иногда и возвращаются, но от этого их женам легче не становится. Мне на ум приходит анекдотичный случай, когда после сотрясения мозга, полученного в домашней баталии, молодой муж не смог спать с женой при всем желании (помните героя Мастроянни из "Вчера, сегодня, завтра": "Желание-то у меня есть...").
Кстати, когда говорят о домашнем насилии, обычно вспоминают и о насилии сексуальном. Но, знаете, у меня лично как-то язык не поворачивается говорить о сексуальном приставании, когда речь идет о муже и жене. Помню, как-то одна женщина мне пожаловалась приватно, что в процессе развода во время очередного выяснения отношений полубывший супруг ее изнасиловал.
- Представляете, - кипятилась она, - меня это так возмутило, что я немедленно выбросила из квартиры все его вещи! Даже его холодильник выставила на лестничную площадку!
Как вы сами уже поняли, женщина, осилившая холодильник, имела все шансы отбиться и от приставаний мужа, кстати, не такого уж крупного и мускулистого. Счастье мужчины, что эта дама не была феминисткой, иначе ситуация могла окончиться для него гораздо хуже. Как, например, это произошло с мужем Лорены Боббитт несколько лет назад. Доведенная до крайности его сексуальными домогательствами, она отрезала ему пенис и пошла сдаваться полиции. Примечательно, что суд присяжных освободил ее от ответственности и выпустил на свободу - свободная страна Америка! Правда, насколько мне известно, изуродованному супругу повезло. Лорена выбросила отрезанное достоинство в снег, его подобрали и пришили (говорят, что с тех самых пор он снимается в порнофильмах, - нет лучшей рекламы, чем крупный скандал).
Конечно, не всегда дело обстоит так драматично, но борьба американских женщин против сексуальных домогательств со стороны мужчин иногда кажется просто анекдотической. Правда, не до смеха было тому французскому актеру, который на каком-то приеме в Голливуде отвесил рискованный комплимент некой американской даме: он похвалил ее грудь и не сразу осознал всю глубину своего промаха. Оскорбленная дама подала на него в суд, и дело кончилось тем, что был выдан ордер на его арест и он едва успел сбежать в Европу.
В то же время сексуальная агрессия - это вещь абсолютно реальная, но в ней гораздо больше агрессии, нежели секса. Недаром обычай, согласно которому солдаты победившей стороны всегда насилуют женщин побежденной, существует с незапамятных времен; в этом случае, сексуальное насилие символизирует доминирование, господство. Такую же роль принуждение в сексе играет и за тюремной решеткой - недаром есть соответствующие термины: "поиметь", "опустить". Возможно, это связано с тем, что женские сексуальные позы в эволюционном плане опять-таки связаны с подчинением.
Правда, и в этой сфере феминистки преуспели; как утверждает писательница Эрика Йонг, знамя феминизма и классик сексуального бестселлера, современная женщина не отпустит любовника, не испытав по крайней мере шести оргазмов. Впрочем, оставим это на совести беллетристки.
Но в последнее время общество устало от слишком активных и раскованных женщин. К тому же появились первые результаты этого неестественного равенства мужчин и женщин. В штате Калифорния, где законы самые что ни на есть равноправные и претворяются они в жизнь аж с 1964 года, где прошло больше всего судебных процессов по поводу сексистской дискриминации, реальное положение женщин гораздо хуже, чем в целом по США. В Калифорнии выше процент разводов и больше бедных женщин, особенно среди разведенных. Разделение домашнего, труда поровну в семьях работающих женщин оказалось химерой, потому что, во-первых, у многих из них нет мужей, а во-вторых, даже в прогрессивной Швеции женщины затрачивают намного больше времени на воспитание детей, нежели мужчины. А предоставление оплаченного декретного отпуска мужчине, с тем чтобы его жена вышла сразу же после рождения ребенка на работу, вообще нонсенс - как будто это ему надо восстанавливать свое здоровье после родов!
Один из признаков этой усталости общества выражается в отношении американских избирателей к Хиллари Клинтон. Чересчур энергичная, всегда зарабатывавшая больше мужа и обожавшая вмешиваться в его служебные дела дама не прибавляла популярности Биллу, как надеялись сами супруги и члены их избирательного штаба, а наоборот, отталкивала избирателей. Поэтому пришлось ей переквалифицироваться в уютную и покорную женщину, чуть ли не в простую американскую домохозяйку... Она действительно умная женщина: сумела это сыграть.
Умная женщина всегда знает, когда надо уступить пальму первенства мужчине - хотя бы на словах. Ну, например, как сделала это та же Кэт из "Укрощения строптивой". После того как она своей внешней покорностью выиграла для мужа пари, по просьбе Петруччо она наставляет жен сварливых:
Глава твоя...
Умерьте гнев! Что толку в спеси вздорной?
К ногам мужей склонитесь вы покорно;
И пусть супруг мой скажет только слово,
Свой долг пред ним я выполнить готова.
Что же, Петруччо сломил гордый дух Катарины? Да ничуть не бывало. Особенно запомнилась в роли Кэт Алиса Фрейндлих: произнося свой заключительный монолог-наставление, она в то же самое время, подобрав юбку, прятала заклад проигравших пари мужей себе за подвязку. Зрители очень хорошо понимали, кто в этой семье распоряжается кошельком....
Инф.girlsecrets.net