Мудрецы Востока оставили нам много полезных советов, как сохранять здоровье, бодрость духа и красоту в океане мирских забот. Советы эти обращены к каждому и просты в исполнении. Нужно только иметь любопытство прислушаться к ним и волю, чтобы их исполнить. А это значит, что секрет хорошего здоровья, долголетия и мира в душе кроется в умении владеть собой.
С чего же начинается наша способность не терять голову? Пожалуй, с осознания того, что в жизни есть много вещей, которые, в общем-то, нет нужды делать. Перефразируя известный совет Чехова, можно сказать: Если можешь не делать не делай! Чтобы претворить в жизнь эту истину, не нужно иметь богатырскую силу или проявлять чудеса храбрости. Лучше начать с малого. Вот знаменитый китайский врач Сунь Сымяо, живший в VII веке, называет четыре вещи, которые не надо делать:
- не надо слушать раздражающие звуки - не надо говорить попусту - не надо делать лишних движений - не надо держать в голове суетных мыслей.
Не правда ли, звучит очень современно? Особенно насчет раздражающих звуков?
Мудрый человек потому и мудр, что не обременяет себя излишней активностью.
Но мудрец не бездельничает. Просто он делает все не торопясь и вовремя, и потому каждый его поступок настолько естественен, что его как будто не замечают.
В жизни мудрого человека все происходит как бы само собой и ко всеобщему удовольствию
С древности китайские учителя советовали руководствоваться в жизни простым законом Четырех Соответствий:
- пусть еда и питье соответствуют потребностям тела - пусть вкус пищи будет угоден обонянию - пусть работа будет угодна мышцам - пусть ощущения тепла и холода будут угодны коже.
Мир в душе дается лишь тому, кто умеет быть другом всех вещей и всех стихий; кто умеет сообразовываться с течением времени, чувствует разницу между утром и вечером, зимой и летом, юностью и старостью не в отвлеченном понимании, а в образе действий.
В помощь идущим по жизни советы мудрых.
Они давно поняли: чтобы еда и питье соответствовали потребностям тела, надо эти потребности удовлетворять в соответствии с сезонными изменениями в природе.
Вот, например, осень. Не просто в багрец и золото одетые леса. В старинных китайских текстах сказано: осень это время похолодания (в Китае осень начинается в августе, день осеннего равноденствия середина сезона), и человек должен воспользоваться дыханием прохлады, чтобы упрочить гармонию и покой в своей душе. Осенью следует есть побольше кислых продуктов, в особенности плодов и ягод, - ибо кислый вкус делает наш дух уравновешенным и просветленным. Кроме того, кислое в осеннюю пору хорошо влияет на работу желчного пузыря и печени главных осенних органов в человеческом организме. Избегать же нужно пищи сладкой и соленой. Осенью китайские учителя советовали есть из мяса - крольчатину, а из растений корень лотоса. И то, и другое снимает излишний жар в организме, увлажняет легкие и органы пищеварения, облегчает дыхание. Не рекомендуется есть осенью жирное, соленое и сырое мясо, курятину, косточки из свежих плодов, свежий мед, имбирь, чеснок и лук.
А фэн-шуй - разве это не попытка наладить дружбу со всеми предметами и стихиями?
Вот поэтому, наверное, жизнь на Востоке так упорядочена и регламентирована. На каждый случай жизни есть своя подсказка, надо только держать открытыми глаза и уши
Желание противопоставить себя миру, а то и бросить вызов ему, столь частое в Западной культуре, кажется восточному человеку глупостью. Не стоит суетиться, ибо суета омрачает наши дни, а жизнь человеку дается для радости.
Но радостная праздность мудреца вовсе не экзальтированное веселье. Она восходит к очень тонкому и по-своему разумному чувству жизненной, живой меры. Мудрый, - говорили в Китае, - знает, когда остановиться. Он знает, когда надо сделать перерыв в делах.
Мудрость потому и неуловима для рассудка, что проявляется каждый раз по-разному в конкретных, неповторимых обстоятельствах. В ней больше внутреннего чутья, чем определения. Значит ли это, что мудрость сестра интуиции? Может быть.
Мудрость, понимаемая таким образом, оказывается истинно женским естественным качеством. Разве не наделена женщина способностью вносить в жизнь лад и гармонию, быть как бы камертоном, передающим духовную вибрацию человеческих отношений? Недаром само понятие женского обаяния передавалось в Китае словами лад, ритм, гармония.
Действительно, очарование женщины является как внезапное открытие глубинной музыкальности жизни. И у каждой женщины обязательно свое обаяние, подобно тому, как в слаженном мировом хоре каждый голос неповторим.
На Востоке полагали, что обаятельная женщина, не отличающаяся в этом качестве от мудреца, подражает метаморфозам Природы. Китайский писатель XVII века Ли Юй писал: Мудрая женщина каждое утро обозревает небеса и укладывает волосы по подобию облаков. Так она может меняться каждый день, вовек не исчерпывая своих чудесных превращений
Женщина, не желающая терять свое божественное обаяние, должна внять мудрым правилам восточных учителей. СдержанностьЧуткостьОбновление
Согласие с Природой, из которого рождается Красота. Согласие с собой, из которого рождается достоинство, изящество и благородство. Это дает согласие с окружающими, из которого рождается радость и полнота жизни.
Когда мы постигаем эти истины сердцем и следуем им, мир становится светлее, добрее, прекраснее. Для нас и для тех, кто рядом.
Инф.linen.com.ua