Экс-зампред НБУ Александр Савченко о перспективах актуального переговорного процесса.
27 марта по 10 апреля 2013 года в Украине работает миссия Международного валютного фонда. Ожидается, что по результатам визита будет принято решение относительно выделения Украине нового кредита stand-by на общую сумму 10 млрд SDR (более $15 млрд в эквиваленте). При этом, как сообщалось ранее, до конца 2013-го Минфин планирует потратить более 22,8 млрд грн на погашение обязательств перед МВФ, сформированных в предыдущие годы.
Активность Минфина на внешних рынках заимствований в 2013-м усилила позиции Кабинета Николая Азарова в обсуждении условий получения нового кредита МВФ. При этом выход на рынок еврооблигаций государственных и коммерческих банков, а также крупных холдингов в I квартале 2013 года выровнял платежный баланс, как минимум тактически укрепив нацвалюту.
Тем не менее, вопрос о продолжении сотрудничества Украины с Фондом остается открытым в силу ряда обстоятельств. Во-первых, от ответа МВФ зависят рейтинги суверенных облигаций, а значит — стоимость ресурсов на внешних рынках для Украины и ее резидентов. Во-вторых, с учетом хронического и нарастающего дефицитного торгового баланса не факт, что в среднесрочной перспективе Украина сможет обойтись без инъекций Фонда. Наконец, в-третьих, решение МВФ по Украине является одним из основных сигналов для ее кредиторов, а это — немаловажно с учетом размера внешнего долга (государственного и корпоративного).
О перспективах переговоров украинского правительства с МВФ обозреватель Delo.UA говорил с Александром Савченко, экс-зампредседателем НБУ, ректором Международного института бизнеса.
Нужна ли Украине поддержка МВФ?
Резервы (Нацбанка. — Ред.) уменьшаются, и мы должны выплатить МВФ достаточно много денег в 2013 году. В связи с этим, я надеюсь, что правительство пойдет на сотрудничество с Фондом и либерализирует цены на газ и электричество.
Насколько реально Украине привлечь ресурсы, например, от РФ или Китая?
Россия — да, но это дорого. К тому же российские деньги — политические. Китай — важный торговый партнер, но параллельно с финансовой помощью Украина может получить экспансию китайских дешевых товаров, поэтому в данном случае требуется осторожность. Несвязанные деньги будут только у международных финансовых организаций. Или необходимо выходить на европейские и мировые денежно-валютные рынки, но там дорого. 8-9% годовых — это может быть дорого.
Как отразится решение МВФ на курсе нацвалюты?
Я сторонник плавающего курса и считаю, что девальвация и ревальвация возможны в диапазоне не более 10%.
Банки с иностранным капиталом смогут привлечь ресурсы от материнских структур?
У них (иностранных банков. — Ред.) политика ограничения финансирования Украины, они должны балансы сжимать. И в первую очередь они будут сжимать балансы за счет Украины. Возможности есть, но в основном у банков с российским капиталом.
Каких еще уступок, по вашей информации, ждут представители Фонда от Украины?
Стоимость энергоресурсов — основная. Наряду с вопросом о граничных нормах дефицита бюджета. Я думаю, что на уровне 3% и будет достигнут консенсус в процессе переговоров. Другого пути нет, иначе будет очень плачевная ситуация.
Какие ближайшие перспективы финансового и реального секторов?
Я разделяю консервативные прогнозы. Не будет у нас серьезного прорыва в финансовой системе, рост банковского кредитного портфеля ожидается на 2-3%, и — в том числе — это приведет к минимальным или отрицательным темпам роста ВВП в 2013 году.
Михаил Василенко, обозреватель Delo.UA
Инф. delo.ua