Внешэкономбанк готовится спасать российскую экономику от офшорных несчастий.
Глава госкорпорации Внешэкономбанк объявил вчера, что в России будет создан специальный механизм временной поддержки российского бизнеса, пострадавшего от кипрского кризиса. Похоже, «госкорпорация развития» снова поработает спасателем разорившихся акционеров, как это уже было в 2008 году. Между тем кипрские власти пока не сформулировали режим движения капиталов внутри кипрской резервации.
Российские компании, средства которых оказались заморожены на Кипре из-за банковского кризиса, просят государство о помощи. На эти призывы – как и в период паники 2008 года – откликнулся государственный Внешэкономбанк (ВЭБ). Как вчера заявил в интервью агентству Bloomberg глава ВЭБа Владимир Дмитриев, «предполагается, что будет создан механизм для временной поддержки российского бизнеса».
Изначально ВЭБ создавался как госкорпорация развития и внешнеэкономической деятельности, которая «действует для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности». Стоит отметить, что ВЭБ выполняет среди прочего функции государственной управляющей компании пенсионных накоплений. Речь идет прежде всего об обязательных отчислениях в накопительную часть «молчунов» – граждан, которые не выбрали самостоятельно негосударственный пенсионный фонд или иную управляющую компанию для инвестирования своих пенсионных средств. Наблюдательный совет ВЭБа возглавляет глава правительства. До 2012 года это был Владимир Путин, теперь – Дмитрий Медведев.
Однако, несмотря на то что госкорпорация призвана прежде всего развивать российскую экономику, она, как показывает практика, пока что лишь пытается спасать отдельные компании от свалившихся на них неприятностей. Так, в 2008 году ВЭБ сыграл одну из ключевых антикризисных ролей, выдав экстренные кредиты пострадавшим от кризиса российским компаниям. Похоже, и в случае с кипрскими потрясениями ВЭБ снова возьмет на себя роль спасателя.
Столь явная готовность правительства через ВЭБ помогать пострадавшему бизнесу объясняется, судя по всему, значительным ущербом, который уже нанес и нанесет в будущем российской экономике кипрский кризис. Как писала днем ранее «НГ», Центр развития Высшей школы экономики опубликовал прогноз о том, что «кипрский кризис может привести к заметному торможению инвестиционной активности в России». «Кипр может «съесть» до 1,8–1,9% прироста ВВП, то есть остановить экономический рост в России вообще, – пишут эксперты. – Если предположить, что правительство Кипра пойдет по пути долгосрочного замораживания крупных банковских вкладов, то в моменте (до того как вклады будут разморожены) потери российских резидентов могут составить до 30 миллиардов евро, то есть около 1,5% ВВП».
По данным Росстата, около четверти всех прямых иностранных инвестиций приходили в последние годы в Россию с Кипра. Деньги из нашей экономики перебрасывались на Кипр, а потом возвращаются на родину под видом так называемых иностранных инвестиций. Замораживание же средств на Кипре перекроет этот канал.
Сокращение притока инвестиций с Кипра в экономику РФ ударит, по оценкам экономистов, прежде всего по электроэнергетике, пищевой промышленности, недвижимости, сельскому хозяйству, добыче полезных ископаемых. «Такую цену придется заплатить за слабость российских институтов, прежде всего защиты прав собственности и судебной системы, заставляющей бизнес искать защиты в офшорных юрисдикциях», – резюмируют экономисты.
Между тем Кипр занят разработкой мер контроля за движением капитала, которые должны предотвратить бегство денег с острова. «Банки будут снова открыты в четверг. Мы будем искать наилучший способ ограничить возможность вывода больших сумм, не налагая карательных санкций на экономику, компании и частных лиц», – пообещал вчера министр финансов Кипра Михалис Саррис.
Москве же пока лишь остается надеяться, что Кипр не пойдет на слишком жесткие меры. Как полагает первый зампред российского ЦБ Алексей Симановский, кипрские власти вряд ли введут ограничения на межбанковские операции, скорее всего ограничения коснутся только операций клиентов банков. В ЦБ признаются, что пока не могут оценить последствия заморозки российских денег в кипрских банках. Так, по словам Симановского, ЦБ пока не оценивал объемы средств российских клиентов, застрявших на счетах кипрских банков.
Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что российские власти, судя по всему, готовятся смягчить удар кипрского кризиса по крупным российским компаниям. «Однако объемы помощи все же не будут столь велики, как в 2008–2009 годах, – полагает ведущий эксперт аналитического департамента компании «Альпари» Леонид Матвеев. – Ведь масштаб проблем не тот. Скорее тут речь идет об ускоренном выделении кредитов, причем на рыночных условиях».
Ведущий консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский считает, что ВЭБ может предоставить российским компаниям весь арсенал помощи – это и льготное кредитование за счет бюджетных средств и юридическую помощь.
Масштаб последствий от кипрского кризиса пока не ясен. И поэтому многие эксперты не исключают, что «офшорный пожар» придется гасить деньгами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и даже пенсионными накоплениями. «К сожалению, в реалиях нашего «госкапитализма» возможен и такой вариант, когда деньги из пенсионного фонда могут быть использованы как «подушка безопасности» и дополнительная помощь пострадавшим в кризис компаниям», – замечает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. Также она добавляет: «Что касается оценки эффективности антикризисных действий правительства в 2008 году, то далеко не все экономисты склонны считать эти действия абсолютно верными и максимально эффективными».
Анастасия Башкатова
Источник: dal.by
Инф. newsland.com