Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган серьезно рассматривает членство в Шанхайской организации сотрудничества как альтернативу Евросоюзу. Он считает, что надежды на вступление в Евросоюз подорваны противодействием со стороны ряда стран-членов ЕС.
Турция серьезно рассматривает членство в Шанхайской организации сотрудничества как альтернативу Евросоюзу. Об этом турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил в интервью телеканалу Kanal 24.
По словам Эрдогана, Турция в настоящее время ищет альтернативные варианты, так как ее надежды на вступление в Евросоюз подорваны противодействием со стороны ряда стран-членов ЕС.
Переговоры о приеме Турции в ЕС идут с 2005 года, но пока этот вопрос остается открытым, во многом из-за того, что ряд членов ЕС, в том числе Франция и Германия, открыто высказываются против вступления этой страны в организацию. При этом Турция получила статус партнера по диалогу ШОС на ежегодном саммите организации в Пекине 7 июня 2012 года.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году. Ее членами являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, статус наблюдателей в организации имеют Иран, Пакистан, Индия, Монголия и Афганистан, передает Trend.
Осенью 2012 года Эрдоган допустил возможность создания валютного союза на основе турецкой лиры. По его словам, некоторые члены Евросоюза посоветовали туркам создать "лиразону", и сам Эрдоган согласился с данной идеей. Однако эксперты оценивают данную идею скептически.
"Есть участники ЕС, которые говорят: 'Я против евро, я не пойду в еврозону'. Они даже советовали нам: 'Даже не думайте вступать в еврозону, вы же можете создать зону турецкой лиры'. Я вам скажу, я согласен", — рассказал Эрдоган.
Турецкая лира традиционно считалась слабой валютой и до недавней деноминации туркам было привычно платить за хлеб или молоко миллионами лир. Однако в последнее время лира демонстрирует хорошие показатели — с начала года она укрепилась на 5% к доллару, тогда как в прошлом году — упала на 20%.
В то же время турецкая общественность и СМИ неоднозначно отнеслись к данной идее. В газете Sabah написали, что деловое сообщество поддерживает предложение премьера, а вот в Milliyet данный проект назвали "безумием".
Как отмечает The Wall Street Journal, аналитики, включая турецких, не считают идею "лиразоны" реалистичной. Потенциально к ней может присоединиться лишь Азербайджан и Иракский Курдистан, но и для них такой шаг был бы исключительно трудным.
Позицию премьера поддержал министр экономики Зафер Чаглаян, который подчеркнул, что заявление Эрдогана нельзя воспринимать как сделанное "ни с того ни с сего".
"Мы увеличиваем объем международных транзакций в лире и ведем по данному вопросу очень активную политику", — заявил он.
Сейчас в мире рассматривается несколько вариантов создания региональных валютных союзов по примеру еврозоны. В частности, долгое время шли переговоры о том, чтобы сделать российский рубль единым платежным средством для РФ и Беларуси, а арабские страны Персидского залива несколько раз поднимали вопрос об общей валюте. Ни один из этих проектов пока не был реализован.
По мнению доцента факультета международных отношений Университета экономики и технологий (ТОББ Анкара) Тогрула Исмаила, Анкара серьезно обеспокоена последствиями дезинтеграционных процессов в Европе, поскольку это скажется на ее экономических планах. Сегодня вложения стран ЕС в Турцию составляют 77,4% от всех зарубежных инвестиций.
Тем не менее, в ближайшем будущем вряд ли какая-либо из стран согласится выступить в группе стран для создания общей валютной зоны, считает глава Азербайджанского банковского учебного центра Джаваншир Абдуллаев.
"Во всем мире существует единственная практика создания еврозоны, которая себя не оправдала. Страны, входящие в зону евро, до сих пор не могут согласовать единую налоговую и бюджетную политику. Единственной регулируемой на сегодня остается монетарная политика, чего недостаточно для регулирования всех экономических отношений в Евросоюзе", — сказал Абдуллаев, комментируя планы создания TL-зоны.
Исходя из этой практики, по его словам, в ближайшем будущем вряд ли какая-либо валюта, которая станет конвертируемой, будет введена в качестве единой для группы стран. Однако он считает перспективным использование национальных валют в торговых отношениях между двумя странами, но при условии создания сбалансированных торгового и платежного балансов.
"Если эти отношения не сбалансированы, и валюта неконвертируемая, то это может привести к серьезным проблемам, — сказал Абдуллаев. — Значит, эта система может работать как минимум при сбалансированном товарообороте и платежных операциях".
Инф. delo.ua