Вывести титановую промышленность страны на мировой уровень можно только продав предприятия отрасли инвестору, способному ее развивать.
Титановая волна приватизации
В августе-сентябре начала работать в полном объеме Государственная программа приватизации на 2012-2014 годы. Программа, принятая Кабинетом министров, дала возможность Фонду госимущества быстро и без бюрократических проволочек выставлять на продажу предприятия и быстро их продавать. «Новая программа приватизации очищена от неоправдавших себя подходов прошлых лет. Она создает условия для прозрачных продаж и приватизации тех объектов, которые не были проданы из-за их завышенной стоимости или надуманных ограничений», - говорит Александр Рябченко, глава Фонда госимущества Украины.
Помимо недавно проданных пакетов акций генерирующих предприятий и облэнерго, в 2012-2014 годах будут приватизированы госдоли еще в 13-ти энергокомпаниях, 48-ми обл- и горгазов (несколько были проданы в августе). В ближайших планах Кабмина - продажа Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, «Турбоатома», харьковского завода «Электротяжмаш». Вероятнее всего продадут и «столпы» оборонки и самолетостроения: Завод им. Малышева, ГП «Антонов» и «Конструкторского бюро «Южное». Кроме того, по словам Александра Рябченко, Фонду разрешено приватизировать соледобывающие и вино-водочные предприятия, заводы по производству и ремонту железнодорожной техники.
Предполагается, что за время действия программы - с 2012 до 2014 год - в государственный бюджет Украины поступит примерно 50-70 млрд. грн. от продажи и управления государственным имуществом. По правде говоря, к этому подталкивает мягко говоря не очень хорошая ситуация, которая сложилась с бюджетом страны. По данным Министерства финансов, дефицит госбюджета Украины за январь-июль 2012 года, по сравнению с прошлым годом, увеличился почти в два раза — до 16,9 млрд. грн. По словам вице-премьер-министра Сергея Тигипко дефицит Пенсионного фонда в июле был увеличен еще на 7 млрд грн - до 16 млрд грн. И спасательным ключиком может стать именно приватизация. От приватизации государственного имущества в январе-июле 2012 в государственный бюджет поступило 5,1 млрд грн. Это не перекрывает даже трети дифицита бюжета. И выход один – ускорить приватизацию.
Если первую и вторую волну приватизации многие инвестиционные аналитики называли «энергетической» и «газовой» волнами, то третья волна приватизации скорее всего будет называться «титановой». В сентябре Фонд госимущества де-факто начал приватизацию титановых активов. Речь идет о продаже доли государственной доли ЧАО «Крымский Титан», «Запорожский титано-магниевый комбинат» (ЗТМК) и «Сумыхимпром».
Основной продукцией, производимой на трех титановых предприятиях является титановая губка (выпускает ЗТМК) и двуокись титана (производят «Крымский Титан» и «Сумыхимпром»). ЧАО «Крымский титан» наполовину (50% минус 1 акция) принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу, а «ЗТМК» и «Сумыхимпром» являются 100%-ной госсобственностью. Самым спорным моментом, в титановой приватизации остается цена продажи пакетов акций.
Титановая дилемма: продать или потерять
Независимые оценщики, выбранные на конкурсе ФГИ, уже начали оценку ЗТМК и «Крымского Титана». 30 августа стало известно, что ЧП «Бюро Маркуса» оценило ЗТМК в 716,9 млн. грн. Кабинет министров рассчитывает привлечь инвестора на ЗТМК уже до конца 2012 года. Но удастся ли ему это сделать?
Хотя ЗТМК единственный в Украине и Европе производитель металлического губчатого титана, дела у него не так уже радужны, как это кажется на первый взгляд. При проектной мощности комбината в 20 тыс. тонн в год, сейчас он выпускает всего 8-9 тыс. тонн губки. Главная проблема ЗТМК – это устаревшая технология и дорогая электроэнергия. «ЗТМК - это единственный завод, который производит титановую губку на однотонных печах. В Китае, к примеру, все уже работают на 4-7 тонных аппаратах. Японцы, и американцы давно работают на 10-ти тонниках. Как предприятие может с ними конкурировать», - говорит Александр Сивак, и.о. гендиректора ЗТМК. Кроме технологии есть и другая проблема – высокая цена потребляемой электроэнергии. Производство титановой губки - очень энергоемкое производство. Затраты на электроэнергию занимают более 40% себестоимости продукции. Положение предприятия усугубляется тем, что Национальная комиссия государственного регулирования энергетики несколько раз в год повышает тарифы на электроэнергию. После последних двух повышений повышения цен на электроэнергию, такие мощные предприятия, как «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАЛК) и «Запорожский завод ферросплавов» были вынуждены остановиться. В ближайшее время еще одно запорожское предприятие – «Днепроспецсталь» планирует значительно сократить производственную деятельность из-за высокой стоимости энергоресурса.
Интересно, что тот же ЗАЛК купили структуры российского бизнесмена Олега Дерипаски, и тоже не сталит развивать предприятие. Как только цена на электроэнергию поднялась, они просто закрыли предприятие, оставив на улице, без работы несколько тысяч человек.
Уже сейчас стоимость электроэнергии для украинских предприятий почти в четыре раза выше, чем для российских. В таких условиях украинские производители титановой губки вынуждены конкурировать с крупнейшим в мире российским титановым холдингом «АВИСМА», который производит не полуфабрикат в виде титановой губки, как это делает украинский завод, а уже готовые детали для таких самолетов, как Boeing.
«Если не инвестировать в предприятие (ЗТМК), оно со временем попросту остановится. Нужно вложить очень большие деньги. Это суммы, в несколько раз превышающие стоимость самого предприятия», - говорит и. о. генерального директора ЗТМК Владимира Сивак. По его оценке, минимальная инвестиционная потребность предприятия - $650 млн. Эти суммы, фактически пойдут на строительство нового завода.
«Без частного инвестора предприятия титановой отрасли не смогут развиваться. И мы должны способствовать приходу инвесторов, заинтересованных развивать купленные ими объекты, - говорит Александр Рябченко, - От этого зависит занятость в регионе, наполнение бюджета, конкурентоспособность Украины на внешних рынках».
Глава Фонда не раз говорил, что финансовая нагрузка покупателей приватизированных предприятий должна переноситься со стартовой цены (когда покупатель заплатил и что угодно делает с предприятием) на инвестобязательства, которые фиксируются в условиях продажи. Только такой подход позволит привлечь значительную инвестиции для нормального развития предприятий. Такой подход по идее должен отсечь спекулянтов, а во вторых, позволит гарантировать номальное развитие предприятия в будущем.
Многие конкуренты Украины на титановой арене не прочь выкупить украинские предприятия, чтобы со временем аккуратно их прикрыть. Так, как это к примеру произошло с Запорожским алюминиевым комбинатом. Завод был куплен структурами российского бизнесмена Олега Дерипаски и закрыт, якобы из-за технологической отсталости. Российский собственник посчитал, что ему выгоднее загрузить современные мощности по производству алюминия в Сибири, где невысока стоимость электроэнергии, нежели модернизировать украинский актив. Та же история произошла с «Лисичанской содой» - единственным в Украине производителем пищевой соды, который был куплен «Русской содовой компанией» Михаила Гуцериева и доведен до банкротства. Предприятие несколько лет простаивало, персонал уволен, а затем на нем демонтировали оборудование. Сейчас в Лисичанске уже полгода простаивает еще одно предприятие, принадлежащее российской компании ТНК-BP – нефтеперерабатывающий завод «Линик».
Среди претендентов на украинские титановые активы может быть лидер титановой отрасли россии - корпорация ВСМПО-АВИСМА. ЗТМК поставляет ей титановую губку. Однако не факт, что россияне будут хорошим инвестором. Ведь АВИСМА уже инвестировала в собственное производство титановой губки у себя в России. Она активно развивает ресурсную базу во Вьетнаме и в Индии. Кстати, российское правительство давно поняло, что на титановую отрасль нужно «ставить» и всячески ее поддерживать. Под потребности АВИСМЫ в Свердловской области уже запущен проект «титановая долина», который предусматривает предоставление титановым предприятиям налоговых льгот. Тогда как в Украине о «льготных» условиях существования представители титановой отрасли даже не заикаются. После запуска в России «титановой долины» украинские титановые активы АВИСМЕ перестали быть настолько интересны. Разве что россияне могут рассматривать вариант «купить, чтобы закрыть».
Еще один протенциальный инвестор на титановые активы – украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ. О своем желании создать украинский титановый холдинг он говорил не один раз. Дмитрий Фирташ заявил, что готов инвестировать в реконструкцию и развитие титанового направления $2,4-2,7 млрд. Речь идет вложениях в увеличение мощностей по производству диоксида титана (на «Сумыхимпром» и на «Крымском Титане»), практически полной модернизации Запорожского титано-магниевого комбината, об инвестициях в развитие сырьевой базы – разработке новых ГОКов.
Фирташ уже управляет другим активом – «Крымский Титан» - который, вероятно, будет приватизирован этой осенью.
Первый образцово-показательный
Помимо ЗТМК, Фонд госимущества вплотную подошел к приватизации госдоли «Крымского Титана», где управлением компании, по сути, занимается менеджеры Group DF. Уже в сентябре будут оглашены результаты оценки госпакета 50%+1 акция этого актива. Этот пакет также будет приватизирован.
Из всех предприятий титановой отрасли Украины «Крымский Титан» на сегодня наиболее модернизированный. За последние 5-7 лет, с тех пор как предприятием стали управлять менеджеры Group DF Дмитрия Фирташа, в производство было вложено больше $200 млн. инвестиций.
«Предприятие работает эффективно благодаря солидным инвестициям в новые производства, модернизации основных фондов. Это позволило снизить себестоимость выпускаемой продукции, улучшить качество двуокиси титана и увеличть объемы производства. Это стало возможным только благодаря значительным инвестициям, которые вложила в развитие предприятия Group DF Дмитрия Фирташа», - отметил президент Союза химиков Алексей Голубов.
Все деньги, которые зарабатывал «Крымский Титан», вкладывались в его развитие. В частности, в строительство современного завода серной кислоты, который заработал в мае 2012 года, было вложено более $100 млн., причем 85% необходимых средств было привлечено предприятием в виде кредитов. Кроме того, частный акционер (Ostchem Germany GmbH, связанная с Group DF) за все эти годы ни разу не получал дивидендов от предприятия. А $130 млн. собственных средств «Крымского титана» также были направлены на развитие: «Фактически, все, что предприятие зарабатывало последние 7 лет, оно вкладывало в модернизацию производства», - отмечает председатель правления «Крымского титана» Александр Шитманюк.
«Крымскому титану» исполнилось 42 года, поэтому начатую модернизацию и строительство новых заводов нельзя останавливать, если Украина хочет получить современное производство на уровне мировых компаний. Например, еще десять лет назад Китай не обладал сколь-нибудь заметными на мировом рынке мощностями по производству двуокиси титана. А сейчас, благодаря активному строительству современных производств, он занимает почти одну треть всего титанового рынка.
«В наших планах строительство совершенно нового производства мощностью 80-120 тыс. тонн диоксида титана», - рассказывает Александр Шитманюк. Такая модернизация позволит «Крымскому титану» повысить энергоэффективность производства, снизить себестоимость выпускаемой продукции и улучшить качество пигмента, а значит, продавать его по более высокой цене. Сейчас, например, диоксид титана ведущих иностранных производителей стоит на мировом рынке на треть выше, чем украинский продукт.