Для пенсионных фондов финансовый кризис остался далеко в прошлом. За 2010 год они смогли почти полностью компенсировать все свои кризисные убытки.
Восстановившись от финансового и экономического спада, активы пенсионных фондов в прошлом году росли, как на дрожжах, и практически достигли докризисного уровня. По данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Pension Markets in Focus», опубликованного в июле 2011 года, в среднем чистая доходность инвестиций пенсионных фондов в 2010 году составила 4,3% в номинальных показателях и 2,7% в реальных показателях. Лучшие результаты среди стран ОЭСР показали фонды Новой Зеландии (10,3%), Чили (10%), Финляндии (8,9%), Канады (8,5%) и Польши (7,7%). Правда, были и фонды, которые столкнулись с негативной отдачей от инвестиций. А именно – фонды злополучных стран с долговым кризисом – в Португалии (-2,4%) и Греции (-7,4%). В частности, греческие фонды пострадали из-за обвала на афинском фондовом рынке и падения цены на греческие облигации, португальские – также из-за ухудшения показателей внутреннего рынка капитала.
В целом, благодаря стремительному наращиванию активов фонды в большинстве стран ОЭСР достигнули того уровня активов, который имели в конце 2007 года. В результате, уже к декабрю прошлого года фонды ОЭСР восстановили $3 трлн. из $3,4 трлн. рыночной стоимости, утраченной в 2008 году. Единственные страны, которым не удалось полностью компенсировать потери, - это Бельгия (в декабре 2010-го активы бельгийских пенсионных фондов были на 10% ниже активов на декабрь 2007-го), Ирландия (13% недостачи), Португалия (12%), Япония (8%), Испания (3%) и США (3%). В ряде стран, например, в Испании и Португалии, как утверждают авторы исследования, это было связано с усилившейся волатильностью на финансовых рынках (особенно на рынках суверенных долговых обязательств). А также – с сокращением вкладов в пенсионные планы и с переходом многих обладателей пенсионных планов на пенсионные контракты со страховыми компаниями и другие аналогичные продукты.
Еще более сильные результаты продемонстрировали пенсионные фонды за пределами ОЭСР. В том числе, фонды Колумбии, Латвии, Перу, Румынии, Украины, Албании, Гонконга, Македонии, Болгарии и Коста-Рики. Средневзвешенная чистая доходность их инвестиций составила 9,9% в реальных показателях – вдвое выше, чем в фондах ОЭСР. С отрицательной доходностью столкнулись только две страны из всех проанализированных – Пакистан и Нигерия. Более того, во всех государствах вне ОЭСР фонды «отбили» убытки 2008 года, увеличив объем активов выше уровня конца 2007-го.
Как и следовало ожидать после финансового кризиса, обвалившего рынки акций, пенсионные фонды преимущественно (более 50% активов в среднем) инвестировали в облигации. Наименее консервативными оказались фонды в США, Австралии, Финляндии и Чили, вкладывавшие 40-50% средств в акции. Также от консервативной стратегии понемногу отказываются пенсионные фонды Австрии, Финляндии, Польши и Нидерланд, увеличившие свою долю вложений в акции на 6-7% и сократившие размещение средств в бонды в 2009-2010 гг. Были и фонды, которые также сокращали инвестиции в облигации, но не в пользу акций, а в пользу других активов. Такой инвестиционной политики придерживались пенсионные фонды Германии, Эстонии и Кореи. Интересную стратегию также выбрали фонды из Греции, которые за прошлый год увеличили вложения в наличные средства и другие подобные инструменты на 12%, урезав на столько же инвестиции в акции. В целом, большинство пенсионных фондов придерживается балансирующей стратегии. Другими словами, во время падения стоимости акций они покупают их, чтобы удержать долю акций в портфеле на целевом уровне. А во время роста стоимости акций, наоборот, продают их. В результате, в выигрыше не только фонды, но и весь рынок, который стабилизируется благодаря такому подходу.
Вслед за частными фондами спешили наращивать активы и государственные пенсионные фонды, однако им это удавалось не так хорошо. С одной стороны, они существенно нарастили объем активов – до $4,8 трлн. к концу прошлого года. Но, с другой стороны, чистая доходность их инвестиций оставалась достаточно низкой – 4,4% в номинальных показателях и 2,6% в реальных.
Елена Снежко
Инф. investgazeta.net