Важнейшей причиной стабилизации валютного рынка стало уменьшение денежной массы в Украине. (В течение июля-сентября она сократилась на 3 млрд. грн. — «ДЕЛО».).
И чем меньше гривни оставалось в экономике при стабильном предложении долларов, тем больше она укреплялась. Одна из основных причин уменьшения денежной массы — отсутствие в этот период кредитов МВФ, последний транш которого был получен как раз накануне стабилизации — 15 июня. В отсутствии долларовой подкормки «МВФовских» кредитов, направляемых в том числе на покрытие бюджетного дефицита, гривневая эмиссия отсутствует. В сентябре отсутствие эмиссии сказалось на сокращении спроса населения на наличную инвалюту при адекватном уменьшении оттока гривневых депозитов из банковской системы. А это уже послужило причиной укрепления гривни.
Нельзя не отметить умелые действия НБУ по сдерживанию попыток Кабмина пойти на необеспеченную (валютными поступлениями по кредитам МВФ) денежную эмиссию. Кстати, вследствие этих действий Нацбанка Минфин был вынужден пойти на резкое повышение доходности размещения ОВГЗ, вплоть до 29,5% по полугодовым бумагам на аукционе 27 октября.
Опасные деньги МВФ
Пожалуй, самым главным фактором, способным оказать влияние на курсовую стабильность до конца года, станет наш старый знакомый — последний большой транш кредита МВФ ориентировочно в сумме 31 млрд. грн. (по текущему курсу SDR к гривне). Если кредит дадут, как предполагается, 16 ноября, то следует ожидать очередной дестабилизации валютного рынка. Ведь Минфин не удержится от конвертации практически всей суммы этого кредита в гривню для финансирования очевидного дефицита бюджета. А так как возможности Нацбанка по валютным интервенциям ограничены меморандумом с МВФ в сумме $2,1 млрд. на октябрь-декабрь, то избыточное предложение гривни не будет покрыто адекватным предложением долларов. Так что в случае получения очередной дозы кредита МВФ курс гривни может испытать на прочность и максимумы сентября, и может быть, даже исторические максимумы.
Однако если кредит МВФ в ноябре-декабре в Украину так и не поступит, явных причин для дестабилизации валютного рынка видно не будет. Кроме яркой необходимости покрытия дефицита бюджета просто за счет необеспеченной эмиссии гривни. Если глава Кабмина все-таки додавит руководство Нацбанка, тогда гривня может девальвировать даже больше, чем в случае получения кредита МВФ. Но это произойдет все-таки, только если НБУ пойдет на поводу у Кабмина и закроет бюджетную дыру необеспеченной эмиссией гривни.
ФРС может остановить падение доллара
Еще один важный фактор влияния — ситуация на мировых валютных рынках, в том числе в России. Сейчас американский доллар на мировых рынках находится в тенденции снижения, что объясняется рекордно низкими процентными ставками в этой валюте. Однако если ситуация изменится и ФРС США пойдет на постепенное ужесточение монетарной политики, то доллар как минимум прекратит падение, а как максимум — начнет отыгрывать предыдущее снижение. Например, по паритету покупательной способности доллар сегодня недооценен против евро процентов на двадцать.
Торговый баланс Украины остается слабым негативным фактором воздействия для гривни. Дефицит торгового баланса вряд ли превысит несколько миллиардов долларов, что не является критическим для страны. Хотя нельзя забывать, что Украина уже получила плату за транзит российского газа вплоть до ІІ квартала следующего года. А это усиливает скрытый негатив для торгового баланса как в IV квартале этого года, так и в І квартале 2010-го.
Переболеть гриппом за 10% ВВП
Фактор выборов президента Украины будет, скорее, оказывать нейтральное воздействие на рынок. И только после их проведения стоит ожидать укрепления гривни как следствия возобновления притока иностранных инвестиций.
И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов ситуацию с эпидемией гриппа. Думаю, еще никто не может подсчитать размер экономического ущерба Украины от этого явления. В худшем случае ущерб может исчисляться десятками процентов ВВП, что неизбежно ослабит гривню. Если эпидемия гриппа завершится в кратчайшие сроки и не перейдет в декабрь, то какого-то сильного влияния на гривню это не окажет.
Эрик НАЙМАН, независимый финансовый эксперт
Инф. delo.ua