В мире доллар сильно лихорадит, и на то есть целый ряд причин. Если США ситуацию не переломят, это чревато той самой второй волной кризиса, о которой уже столько говорилось. На украинском валютном рынке тем временем все более-менее спокойно, однако уже в ближайшее время ситуация может резко измениться.
О том, как «подвинуть» доллар с фаворитов мировой финансовой системы, активно говорят весь последний год. Поэтому новость газеты Independent о том, что Россия, Япония, Китай, Франция и страны Персидского залива собираются вместо доллара использовать в нефтяных контрактах золото и корзину валют, легла на очень благодатную почву. Даже несмотря на то, что сами фигуранты попытались обвинить солидное британское издание в запуске утки, американская валюта стала стремительно терять нечто большее, чем паритетную цену относительно своих «коллег» из других стран, а именно – доверие. Гораздо худшим сигналом, чем снижение курсов доллар–евро, или доллар–иена стали сообщения о распродаже долларовых активов, а также снижении доли «вечнозеленого» в резервах центробанков некоторых стран.
Резервы «поплыли»
Перевод части резервов из доллара в евро и японскую иену был ожидаемым, поскольку правительство США негласно одобряет слабость нацвалюты с целью поддержки экспорта до тех пор, пока низкий курс «зеленого» не начнет отпугивать новых кредиторов, отмечает агентство Bloomberg. «Мировые центральные банки более серьезно относятся к диверсификации, тогда как в прошлом они ограничивались исключительно разговорами о ней, – утверждает экс-аналитик Федерального резерва США и главный стратег Barclays по американской нацвалюте Стивен Энгландер. – Похоже, они действительно отказываются от доллара». С 1999 года средняя доля долларовых активов в новых валютных резервах центробанков мира составляла 63%, однако во втором квартале она сократилась до 37%, а в третьем эта тенденция еще ускорилась, отметил г-н Энгландер. «Диверсификация с выходом из доллара ускорится, – уверен валютный менеджер Фабрицио Фьорини. Люди скупают евро не потому, что им нужна эта валюта, а потому, что они хотят избавиться от баксов. В долгосрочной перспективе США уже не будут той могущественной державой, которой они некогда были». Не все аналитики согласны с этой точкой зрения: по мнению Кристофа Кинда из Frankfurt Trust, сокращение долларовых активов – временное явление, и тренд изменится, как только Федеральный резерв начнет повышать процентные ставки, которые на данный момент находятся у нулевой отметки (в диапазоне от 0 до 0,25%).
«Нужно различать кратко- и долгосрочные действия. С точки зрения максимизации прибыли, логично, что страны стараются уменьшить в своих резервах ту часть активов, которая обесценивается, в пользу стабильных или потенциально дорожающих. Я бы тут говорил скорее об оперативной реакции», – подчеркивает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. В связи с этим он видит смысл в более оперативном управлении золотовалютными резервами Украины, их диверсификации и снижении доли американской «зелени».
Никуда он не денется
Объективно доллар постепенно теряет свои позиции в мире. Этому содействует и молчаливое согласие американских властей: для ослабленной экономики Соединенных Штатов дешевеющий бакс является шансом на спасение, и его продолжают печатать в огромных количествах. А для остального мира, привязанного к доллару посредством цен на нефть, и особенно для мощнейшего экспортера своих товаров Китая (который к тому же накопил и немалые «зеленые» резервы) – это прямая угроза. Вот и складывается глобальный конфликт интересов.
Впрочем, экономика на такие вещи реагирует спокойнее, чем некоторые политики. За прошлую неделю курс доллара по отношению к евро снизился лишь на 1%. Хотя это еще не предел. Учитывая недавние новости о возможных новых стимуляционных программах правительства США, эксперты допускают, что бюджетный дефицит в текущем фискальном году может превысить даже 10% ВВП. «Любому существенному снижению доллара нужно противодействовать, поскольку оно негативно отобразится на зависимой от экспорта экономике Еврозоны, что, соответственно, подорвет привлекательность евро. Но в любом случае экономические условия для американского доллара некоторое время будут оставаться негативными, что означает сохранение риска неожиданного его падения», – отмечают аналитики Erste Group.
Более существенно на колебание курсов повлияют отчеты крупнейших американских и европейских компаний за третий квартал, которые будут оглашены на протяжении этой недели, а также данные об инфляции в Великобритании, Еврозоне, США и Канаде. И тут прогнозы складываются не в пользу американской валюты.
Но даже от падающего «зеленого» мир пока отказаться не в силах. «Вряд ли доллар радикально сменит свое место, потеряет или получит какую-то иную функцию в ближайшие три-пять лет», – полагает Игорь Бураковский. Другие украинские экономисты говорят, что от «зелени» никто не откажется еще лет 10–20. Так что паниковать владельцам баксовых заначек не стоит. Хотя, безусловно, долларовые доходы украинских предприятий и граждан, по сравнению с евро, будут обесцениваться.
Свой курс
Наш рынок никогда не реагирует на колебания доллара в мире, отмечают украинские банкиры. «Гривна не является свободно конвертируемой валютой, поэтому прямого эффекта усиления украинской валюты от ослабления доллара не последует. Курс гривна доллар будет формироваться конъюнктурой спроса и предложения на межбанковском валютном рынке и интервенциями Нацбанка», – утверждает стратег компании Astrum Investment Management Константин Литвин. Он также отметил, что в последнее время наблюдается сильная корреляция между укреплением гривны и укреплением рубля к доллару. Падение доллара стимулирует рост сырьевых рынков, что приводит к укреплению рубля. На фоне этой динамики пока укрепляется и гривна.
Этому способствовало и вливание $500 млн. иностранного капитала в Проминвестбанк – банкиры говорят, что если эти деньги окажутся на рынке крупными порциями, курс может снизиться даже до 8 грн/доллар. Также банки улучшали свои балансовые показатели и выполняли нормативы НБУ в конце квартала, для чего им приходилось продавать валюту. «Сегодня валютный рынок находится в состоянии локального равновесия на уровне, близком к 8,3 грн/доллар. Ситуация остается достаточно сбалансированной: сейчас на рынке отсутствуют какие-либо мощные факторы, тянущие курс в ту или иную сторону», – отмечает г-н Литвин.
Однако уже в ближайшее время ситуация на украинском валютном рынке может измениться, причем не в пользу гривны. На нее будет давить целый ряд негативных факторов, и высока вероятность, что какой-нибудь из них все же сыграет свою роль.
Во-первых, это закон о финансировании подготовки к Евро-2012, который грозился подписать спикер, если этого не сделает президент: Нацбанку придется напечатать 9,8 млрд. грн.
Во-вторых, высока вероятность выделения следующего транша кредита МВФ не сейчас, а в феврале – в настоящий момент этот вопрос решает миссия Фонда, находящаяся в Украине. В условиях ограниченного притока валюты в страну этих $3,71 млрд. может очень не хватать на валютном рынке. Но существует и другой риск: если кредит все же выделят, но он пойдет (как и ранее) на финансирование текущих бюджетных расходов, то Нацбанку может просто не хватить резервов для поддержания стабильности на валютном рынке.
В-третьих, принятый в первом чтении закон о повышении минимальной зарплаты и соцстандартов: где взять на эти цели 72 млрд. грн (цифру озвучила министр труда и социальной политики Людмила Денисова), пока не ясно.
«Мы ожидаем преобладания девальвационного давления на гривну в течение оставшихся месяцев 2009 года, курс вернется к отметке 9 грн за 1 доллар. МВФ, вероятно, будет вынужден перенести выделение Украине четвертого транша кредитной программы стенд-бай на 2010 год. К тому же в течение последних месяцев года политическая ситуация в стране будет накаляться, что усилит влияние психологических факторов на валютный рынок», – отмечает Константин Литвин.
Юрий СКОЛОЗДРА, «Профиль»
Инф. profil-ua.com