Украина снова стоит перед выбором. На этот раз он состоит в том, развивать ли в стране атомную энергетику или же дать Украине сползти в хаос энергетического коллапса.
Здесь нет преувеличения. Степень износа оборудования отечественных тепловых электростанций приближается к 95%. На его модернизацию средств в стране нет, а иностранных инвесторов наша старая теплогенерация, как оказалось, не интересует. Не говоря уже о том, что именно работа тепловых станций вызывает губительные изменения климата на планете. Гидроэнергетика никогда не давала стране более 9% всей вырабатываемой электроэнергии, и значительно увеличить этот показатель не удастся.
Ветровая же, солнечная и другие виды альтернативной энергетики в Украине пока только становятся на ноги, так что рассчитывать на них всерьез в близкой перспективе не стоит. И только атомному комплексу удается сохранить свой потенциал в условиях кризиса, обеспечивать почти половину всего объема выработки электроэнергии в стране да еще и спонсировать национальную теплогенерацию и промышленность за счет самого низкого тарифа на электричество. Однако как часто приходится выслушивать от скептиков-радиофобов рассуждения вот такого типа: ну ладно, убедили, что работающая в штатном режиме АЭС даже менее опасна, чем тепловая станция. Но где гарантия того, что режим ее работы всегда будет штатным? И что от людей не скроют каких-то опасных событий на АЭС, как это случилось тогда? Что ж, именно с 1986 года безопасность и стала в Украине главным критерием развития атомной энергетики. И сегодня далеко уже не 86-й год, в этом убеждает поездка на любую из украинских АЭС.
Более чем 20-летняя безаварийная работа всех четырех наших станций, постоянно высокие оценки состояния безопасности со стороны Международного агентства по атомной энергии — лучшее тому доказательство. Важно понимать и другое. Современная атомная станция просто не может работать в запущенной социальной среде, она вынуждена «подтягивать» инфраструктуру окружающего региона до своего уровня. А это означает для его жителей новые дороги, больницы, связь, льготный тариф на электроэнергию — одним словом, новое, более высокое качество жизни. И хотя «страхи» аварий в атомной энергетике живучи в народе, но приходит и понимание того, что риск проживания рядом с АЭС многократно компенсирован гораздо более высоким уровнем жизни.
Владимир БРОННИКОВ, генеральный директор обособленного подразделения «АтомПроектИнжиниринг» госпредприятия «НАЭК «Энергоатом»
Инф. delo.ua