Что могут сделать поставщики, когда торговые сети задерживают оплату за поставленный товар.
Эксперты в сфере ритейла склоняются к мнению, что компании-поставщики будут вынуждены в кризисных условиях идти навстречу торговым сетям в вопросах оплаты.
«Выживут и расширят представленность на полках, а соответственно — долю (на рынке. — «ДЕЛО»), те поставщики, которые будут готовы предоставить сетям самые выгодные условия поставок, в том числе кредитовать сети, несмотря на связанные с этим риски», — считает Михайло Грищенко, директор исследовательской компании RetailStudio.
Известно, что торговые сети испытывают финансовые проблемы, что в свою очередь приводит к задержкам в оплатах за поставленный товар их поставщикам.
Крупные международные компании неохотно говорят об этой проблеме во взаимоотношениях с ритейлом. В то же время они не отрицают, что проблема существует.
Так, например, у компании Nestle 30% продукции реализуется напрямую торговым сетям, остальное — через дистрибьюторов. «Когда речь идет о больших деньгах, всегда нужно держать ухо востро. Сейчас нужно быть еще более энергичным и внимательным, — говорит Геннадий Радченко, директор по корпоративным связям «Нестле Украина». — Когда видишь, что проблема усугубляется, надо сразу бежать и договариваться».
По его словам, у решения проблемы всегда есть цена и лучше не допускать конфликтов и затратных вариантов разрешения возникших проблем. В их числе — судебные разбирательства. «Для наших дистрибьюторов и для ритейла наш бизнес очень важен. Потому им выгоднее не хитрить, и если есть проблема, сразу же поставить нас в известность. И мы вместе разрешим проблему», — говорит Радченко.
Эффективность такого подхода подтверждают и сами сети. «Сотрудничество с поставщиками — результат договоренностей с каждым из них, а товар на полках — подтверждение эффективности этих договоренностей», — прокомментировала ситуацию Марианна Конина, руководитель департамента связей с общественностью Fozzy Group. «Метро Кеш энд Керри» настроена на длительные и партнерские отношения со своими поставщиками», — заверяет Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций компании. По ее словам, у этой сети условия оплаты также индивидуальны для каждого партнера-поставщика.
Юристы отмечают, что тенденция мирного урегулирования споров в нынешних условиях характерна для крупных компаний, причем не только продуктового направления. «Кризис научил людей тщательнее считать деньги и прибегать к судебным спорам в целом реже. Клиенты гораздо более склонны теперь к поиску мирного урегулирования разногласий с партнерами», — резюмирует Роман Марченко, старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры».
Путевой лист для инвестора из пищепрома
Юрий Левченко, эксперт КУА «Кинто», рассказал «ДЕЛУ», какие активы сейчас могут заинтересовать крупные мировые пищевые холдинги в Украине
Какие слияния и поглощения в сегменте упакованных продуктов питания и напитков логично ожидать в этом году?
Прежде всего, я бы ожидал сделки в немонополизированных секторах. В частности в молочной и мясной промышленности. Также возможны слияния и поглощения в сегменте напитков.
И кто в этом сегменте сейчас продается, кроме «Виннифрута» и «Биолы»?
«Рідна Марка» — бренд интересен благодаря квасу. Пиво и соки — убыточные.
Этот бренд может быть интересен Сосa-Cola или PepsiCo?
Не думаю. Сосa-Cola проявляла заинтересованность, но переключилась на другие цели. Что касается PepsiCo — это маловероятно.
Кому бы могло быть интересно производство кваса или пива?
Компании SABMiller. Насколько я знаю, они вели переговоры о покупке активов в Украине, но не сошлись в цене с покупателем. Вообще те производители, которыми все еще владеют украинцы, могут в ближайшем будущем стать реальными целями для поглощения.
В приобретении каких активов может быть заинтересована компания Nestle? Например, может ли эту компанию интересовать молочный бренд?
Теоретически, да. Но я думаю, скорее всего, Nestle приобрела бы кондитерский бизнес.
У Nestle кондитерский сегмент в Украине на сегодняшний день не самый успешный. К тому же компания распродает часть своих кондитерских активов — все, что не связано с шоколадом. И в то же время она может быть заинтересована в приобретении кондитерского бренда?
У кондитерского бизнеса Nestle есть проблемы. Впрочем, такие проблемы есть не только у «Свиточа». Речь идет о маркетинговых решениях, которые оказались не очень удачными. В то время как такие гиганты, как «Рошен», продемонстрировали более профессиональные подходы. Компании не рассчитывали на девальвацию гривни.
Кто продается в этом сегменте? Может, кто-то сейчас находится не в самом лучшем финансовом положении?
Сейчас ищет покупателя «Світ Ласощів» (читайте «ДЕЛО», № 10(763)). Это небольшая компания, и я бы не сказал, что у нее серьезные финансовые проблемы. Но она вполне могла бы заинтересовать Nestle.
Достаточно ли прозрачен бизнес «Світа Ласощів» для покупки иностранной компанией?
Эту компанию едва ли приобретет новый международный игрок, но вполне может приобрести либо украинская компания, либо международная, уже имеющая активы в Украине.
А ближайших конкурентов Nestle — Kraft Foods — они могли бы заинтересовать?
Пожалуй, да. Впрочем, и Nestle, и Kraft могли бы поглотить украинских кондитеров и поменьше — вопрос только в цене.
А кого-нибудь из крупных кондитеров, таких как «Конти» или «Рошен»?
Исключено. Крупные компании не будут продаваться в нынешних условиях. Даже если кто-нибудь из крупных игроков и думал о продаже активов — отложат до лучших времен.
Кто еще, кроме «Світа Ласощів», продает или может захотеть продать кондитерские активы?
Лидеры второго эшелона, такие как «Харьковская кондфабрика», «Полтавакондитер», «Житомирські Ласощі», на данный момент не продаются.
Но вполне возможна продажа игроков поменьше, таких как «Одессакондитер». Особенно если кондитерский актив непрофильный для его собственников, к примеру — Запорожская кондитерская фабрика (подконтрольна «Запорожстали». — «ДЕЛО»).
Марина Моисеева
Инф. delo.ua