В парламенте говорят, что бывших народных депутатов не бывает. Есть депутат 1,2,3,4,5 созывов. И этом вполне справедливо. Проработав в парламенте хотя бы одну каденцию, человек остается депутатом на всю жизнь. Даже если больше не ходит на сессии парламента и не работает в комитетах. Сегодня исполняется год со дня выборов в Верховную Раду, которые оставили за стенами парламента многих видных политических деятелей. Интернет-издание E-NEWS решило разыскать тех, кто по той или иной причине не вошел в нынешний состав Верховной Рады. Как оказалось, экс-депутаты, вернее депутаты прошлых созывов не сидят сложа руки. Многие остаются в политике и, уже за стенами парламента, продолжают отстаивать свои идеалы, не оставляя надежду изменить жизнь украинских граждан к лучшему.
Одним из первых на вопросы корреспондента E-NEWS ответил лидер Украинской народной партии Юрий Костенко. В Верховную Раду он избирался четыре раза – в 1990, 1994, 1998 и в 2002 годах. На выборах в парламент в 2006 году УНП шла в составе Украинского Народного Блока Костенко и Плюща и не преодолела проходной барьер.
- Юрий Иванович, чем вы занимаетесь после того, как сложили с себя депутатские полномочия?
- Я - лидер Украинской народной партии, работаю на профессиональной политической ниве.
- На данном этапе Вы реализовываете какие-то проекты?
- Объединение правых партий для совместного участия в следующих выборах. Одно стратегическое задание в плане партии, несмотря на то, что мы самая большая правая партия, - нужно очень много сделать в самой партии, чтобы она стала современной, модерновой и т.д. Так что у нас очень большой объем работы.
- То есть, УНП хочет вернуться во власть, в Верховную Раду?
- УНП хочет не вернуться, а УНП хочет, чтобы в Украине, в украинском парламенте, наконец-то было 226 украинцев-патриотов, которые повернут государственную политику в пользу национальным интересам.
- Как бы Вы оценили работу парламентариев 5-го созыва?
- Точно также как и любого обычного гражданина. У меня с кармана вытащили в среднем на 250-300 грн. больше, а компенсаций правительство не предложило. Но я еще как экс-депутат имею возможности компенсировать такие утраты, а как компенсировать пенсионеру, учителю, врачу, то, что за коммунальные платежи у него увеличения обсчитываются сотней - полторы гривен, а компенсацию ему правительство предлагает 20-25 грн.? Так что это и есть главный итог. А если говорить уже как политику, насчет других аспектов, то меня беспокоит, что идет сумасшедшая борьба против всего украинского, меня беспокоит, что свертываются все демократические завоевания, которые я делал на протяжении 4-х созывов. И в случае событий с Юрием Луценко, когда прокуратура снова начинает играть роль «карающего меча большевиков», а теперь – «карающего меча олигархов», то понятно, что это меня беспокоит. Ну и последнее, что я всю свою жизнь политическую работал, чтобы Украина вернулась в Европу, с социальными, политическими, экономическими стандартами. А сегодня – все это перечеркивается новой властью, коалицией большевиков и олигархов.
- В ситуации противостояний между оппозицией и Антикризисной коалицией, на чьей Вы стороне? Кто из них прав, а кто виноват?
- Мы сами в оппозиции, только во внепарламентской. Поэтому естественно, что мы как оппозиционная сила, критикуем действия власти. К тому же эта власть еще не представила никакой идейной программы. У них программа, базирующаяся на региональных интересах большого капитала. Если говорить о том, что делает парламентская оппозиция, то у меня есть к ней много претензий. Потому что дискуссия в основном происходит вокруг кресел, должностей и доступа к государственным бюджетным ресурсам, а не дискуссия в сфере между оппозицией и властью, в сфере – какую же политику должна оппонировать оппозиция, которая даст принципиально другие те же самые экономические, социальные, политические стандарты. Вот такой дискуссии нет ни в энергетической сфере, ни в плане формирования в Украине среднего класса, ни в плане возврата человека в село, а ведь это для Украины ключевая тема. Поэтому, оппозиция борется с властью за кресла, а избирателю нужны не кресла, а ему нужна хорошая жизнь в этом государстве. Поэтому, если брать время, когда я был в оппозиции, а это 1994-1998 гг., то мы добились того, что парламентское большинство утвердило украинскую Конституцию, демократическую, с украинской символикой и с украинским языком, а нынешняя оппозиция помогла принять большинству закон про Кабинет министров, которым фактически отменила должность президента. Конечно же, у меня есть большие претензии к тому, что же хочет оппозиция добиться, кроме кресел и должностей.
Беседовала Алена Былим
E-NEWS