В первой части нашего повествования мы рассказали о становлении на украинском бизнес-поле юного олигарха Кости Жеваго. Если коротко, то приехавший поступать в вуз к брату Олегу мальчик из провинции, случайно попал в орбиту группы Суркиса. Потом он сменил хозяев и прилип к окружению Бакая (Кучеренко). Группа «Финансы и кредит» фактически стала финансовым аналогом публичного дома: она обслуживает всех олигархов, кто оценил в малыше Жеваго его умение рождать схемы легальной кражи народного добра. Однако последним клиентом нашего мальчика может оказаться не захудалый местный олигарх, а человек, чье имя заставляет вздрагивать весь рускоязычный криминальный мир…
Полтавская обитель
Полтавская обитель
Главным активом «фиников» безусловно считается Полтавский ГОК - самый крупный и современный из ГОКов, производящий 40% всех железнорудных окатышей и экспортирующий 80% продукции. Историю «прихватизации» этого предприятия Костей немало освещали в прессе. Перескажу только фабулу. Начиная с 1993 года предприятие испытывало значительные трудности с закупкой энергоносителей, поскольку в московском Внешэкономбанке было заморожено более $7 млн. Чтобы избежать остановки, руководство ГОКа приняло предложение киевской фирмы "Фомен", которая была посредником между ГОКом и компанией "Премиум инвестмент", и взяла на себя обязательство продать 10 000 тонн дизельного топлива за $1,76 млн. ГОК открыл аккредитив в Лондоне на $1,76 млн сроком до 6 декабря 1993-го, а затем, по просьбе "Премиум" продлил его действие до 30 декабря. "Премиум" сообщила, что топливо в количестве 15856 тонн, якобы, отгружено в порт Феодосия на танкере "Ставингер Прайд".
Но 31 декабря 1993 года банк официально сообщил, что в контракте указано одно количество топлива, а на танкере его в полтора раза больше. Поэтому банк не может заплатить за лишние 15 тысяч тонн. 8 января 1994 года "Премиум" сообщил, что останавливает танкер в порту Лас-Пальмас "в связи с отсутствием платежа". В общем, в апреле 1994 г. деньги за нефтепродукты ГОК перечислил в Швейцарию, на счет фирмы "Аланкос", потом с "Аланкос" был подписан контракт с тем же номером, что и с "Премиум", под этот документ оформили фиктивную декларацию Феодосийской таможни о поступлении топлива. На самом же деле нефтепродукты пришли от Симферопольского, Джанкойского и Семиколодезянского управлений по обеспечению нефтепродуктами, а также от Лубенского райуправления магистральных нефтепроводов. Всего 9714 тонн, поскольку 286 тонн пришлось заплатить "за хранение". А деньги, отправленные в Швейцарию, якобы пропали.
Результатом «улаживания конфликта» стало распоряжение премьер-министра Павла Лазаренко заплатить $1,76 млн... со счета Полтавского ГОКа, что и привело комбинат к банкротству. Новым собственником предприятия стала группа «Финансы и кредит», которая купила ПГОК почти за бесценок. Почти два года шли проверки со стороны разных правоохранительных органов, которые закончились, по слухам, «стрелкой» Медведчука и Жеваго. На которой Медведчук, только начавший свой путь к сердцу Кучмы в роли советника по инвестициям, якобы предложил отстегивать «доляшку» на пропитание президентской семьи. Почему посредником не выступил Бакай, сказать трудно. Но факт остается фактом: в кулуарах власти твердят, что деньги Жеваго расположили Кучму к Медведчуку и надолго сняли вопрос о странной приватизации одного из самых роскошных объектов тяжпрома. А также о том, как ПГОК платит налоги.
Запахло жареным только после выборов, когда Генпрокуратура занялась проверкой всех этих схем. Две прокурорские дамы – замгенпрокурора Татьяна Корнякова и начальник отдела надзора Генпрокуратуры Украины за соблюдением законов по борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем Анна Цыганенко провели вполне успешный проверочный рейд. По результатам которого Генпрокуратура дала умышленную утечку информации, что подозревает руководителя группы «Финансы и кредит» не только в незаконной приватизации предприятия, но и в невыполнении инвестиционных обязательств.
Как пишет российское информагентство «Новый регион-Крым», «ему при содействии ряда лиц из прежнего руководства Украины удалось создать группу, главными действующими лицами которой являются коррумпированные сотрудники судебных органов. Далее агентство отмечает, что Жеваго удавалось через своих судей фактически заставлять правительство Украины утверждать итоги выполнения его компаниями инвестиционных обязательств, что наносит Украине колоссальный ущерб как с точки зрения экономических последствий, так и с точки зрения разрушения всей судебной системы страны».
Малыш-кибальчиш встревожился не на шутку. Через Порошенко, Кучеренко и людей в окружении Ющенко (того же Васюнника) он начал искать путь «откупиться» от реприватизационного списка. При этом Жеваго кинулся к бывшим соратникам из покинутой им фракции «регионов», трясущимися ручонками Жеваго отстегнул «пучок зелени» на дискредитацию действий Кабмина Тимошенко. Чего стоит хотя бы наделавшая много шуму статья «Предательство революции», опубликованная в американской газете «Вашингтон Пост» и подписанная известным экономистом Андерсом Аслундом. В ней американский учёный, что называется, по косточкам разложил кабинет Юлии Тимошенко, не оставив на нём живого места.
Но тут в Жеваго вцепился Червоненко: Евгений Альфрдович не относился к числу завсегдатаев «финансового борделя» братьев, поэтому делать специальный тариф на транспортировку ПГОКовских окатышей в Германию отказался. Либо, скорее, потребовал такие деньги, которые удивили даже «фиников». В результате на счетах Ferrexpo AG (есть такая оффшорка, специализирующаяся на продаже окатышей Полтавского ГОКа в страны дальнего зарубежья, основана в 2001 году, штаб-квартира расположена в Бааре под Цюрихом) осело значительно меньше денег, чем обычно.
Дело даже не в этом: Полтавский ГОК, по сути, единственное собственное предприятие (из числа значительных) Кости и Олега. Остальное они держат для богатых «дядюшек». Скажем, участие «фиников» в «КрАЗе» осуществляется в интересах г-на Кучеренко. «Луганскоблэнерго» было интересно эсдекам, «Ривнеазот» – для подозрительной американской компании Statex Corp, которая фигурирует также в числе соучредителей ПГОКа, пакет акций «Одессаоблэнерго », за который Жеваго вел смертный бой с одесским бизнесменом Юрием Печерским, якобы тоже предназначался эсдеку Грановскому, и т.д. В конце концов, «Одессаоблэнерго» было утрачена для Жеваго навсегда. Но дело не в этом. В отличие от всех этим номинальных активов, ПГОК был промышленно-политической базой «фиников» - именно по округу, где находится комбинат, Жеваго прошел в Верховную Раду.
Естественно ситуация вокруг его собственности заставила нашего героя понервничать, вследствие чего он решил заняться поисками новых хозяев. Тут на горизонте появился мощный российский магнат Алишер Усманов, который в Украине работает через Вадима Новинского и Юсефа Хареса (до недавнего времени – советника Ющенко и посредника при передаче денег от инвесторов, в первую очередь арабских, к первым лицам страны). Но продать «пробный» пакет акций Полтавского горно-обогатительного комбината Усманову не удалось. По официальной версии, Жеваго захотел слишком много денег.
По неофициальной, Усманов обнаружил, что его «разводят», поскольку одно из ключевых условий сделки – реализация железнорудного концентрата через структуры Усманова, Жеваго выполнять не собирался. Дело в том, что «финики» работают через австрийскую оффшорку DCM DECOmetal International Trading GmbH http://www.dcm-vienna.com/ которой владеет Герберт Депиш – деловой партнер братьев. С 2003 г. DCM DECOmetal является акционером Полтавского горно-обогатительного комбината (15% акций) и поставляет львиную долю продукции ГОКа в Центральную и Восточную Европу.
Самое главное, что, помимо торговли железорудным сырьем, DCM DECOmetal активно занимается добычей и реализацией марганцевой руды. Так, австрийцы являются совладельцем компании Consolidated Minerals Limited в Австралии, которая добывает около 800 тыс. т марганцевой руды в год, при этом продажи австралийского сырья в Европе и Северной Америке полностью контролируются DCM. Для Жеваго его партнеры оказались еще и крупными клиентами, в интересах которых можно поиграть и на других рынках. Например, ферросплавном…
Химия с «Япончиком»
Чтобы понять, зачем малышу Ж. нужны ферросплавы, которыми он никогда не занимался, еще раз повторим формулу о финансовом «борделе», где рады всем добрым людям с деньгами. Жеваго всегда работал на «дядюшек», но в последнее время, ввиду серьезных проблем для отечественных олигархов, переключился на «импортных». Так делает не один он. Например, тот же Raiffeisen Investment, по слухам, продает акции «Ривнеазота» Дмитрию Фирташу, который в свою очередь вертикально интегрирован в Семена Могилевича. Туда же, если опять верить слухам, отойдут и финансовые активы «Аваля», приобретенные австрийцами. Таким образом, легендарный вождь русской мафии в Европе получит контроль не только за посредническими операциями с газом через «Росукрэнерго», но и за финансовыми потоками и химическими удобрениями.
Впрочем, пока Raiffeisen обслуживал аффилированные структуры людей Могилевича, второй собственник «Ривнеазота» – протеже Виктора Януковича и его американского «агента», бизнесмена Алекса Киселева некий Алекс Ровт (IBE Trade), продал свой пакет группе «Финансы и кредит», упрочившей таким образом свои позиции на «Ривнеазоте».
Впрочем, банк оттуда и не уходил: он заранее подсадил предприятие на свою кредитную иглу. После продажи 53,86% акций завода австрийской Raiffeisen Investment AG в сентябре 2003 года было подписано соглашения между «Финансы и кредит» и «Ривнеазотом», по которому завод продолжал работу с банком. И тут давайте включать логику. Если на «Ривнеавзот» приходит Фирташ с Могилевичем, то Жеваго с Кучеренко остается лишь закрыть двери с внешней стороны, пока им не надавали по шее.
Оставаться на предприятии они могут лишь при одном условии: если приведут за собой фигуру, равнозначную по влиянию Могилевичу. И тут самое время спросить, кому принадлежит американская компания Statex Corp? Увы, по данным российских конфиденциальных источников, ее аффилированная принадлежность вызывает желание немедленно вымыть руки «Тайдом». Якобы Statex Corp – маленькая звездочка в империи знаменитого вора в законе Вячеслава Иванькова, известного как Япончик. Того самого, кто, отсидев 10 лет в Штатах, был экстрадирован на родину и оправдан Мосгорсудом. В случае достоверности данной информации, мы получаем картину, при которой на одном химзаводике сошлись интересы двух лидеров мирового криминалитета – Севы Могилевича и Иванькова-Япончика.
Более того, интересы Япончика не ограничиваются одним химзаводом: он хочет еще и Северодонецкий «Азот», на который проникает тоже через «фиников». Причем в данной схеме «финикам» активно помогают их эсдековские друзья. Дело в том, что доступ к объединению «Азот» Жеваго открыло одно из решений Печерского суда по иску «Луганскоблэнерго» о незаконности создания на базе этого предприятия «Северодонецкого объединения «Азот».
Более того, интересы Япончика не ограничиваются одним химзаводом: он хочет еще и Северодонецкий «Азот», на который проникает тоже через «фиников». Причем в данной схеме «финикам» активно помогают их эсдековские друзья. Дело в том, что доступ к объединению «Азот» Жеваго открыло одно из решений Печерского суда по иску «Луганскоблэнерго» о незаконности создания на базе этого предприятия «Северодонецкого объединения «Азот».
Как сообщалось в прессе, интерес братьев Жеваго к северодонецкому «Азоту» не случаен – группа «Финансы и кредит» не является новичком в химической отрасли, более того, она имеет в ней устойчивые позиции, контролируя почти 40% крупного химического предприятия «Ривнеазот». Именно «финики» через подконтрольную компанию «Укрэнергосбыт» в 2000 г. инициировали банкротство «Азота», стремясь получить контроль над предприятием через доминирование в комитете его кредиторов компании «Луганскоблэнерго». Однако усилиями луганского лобби во главе с экс-губернатором Александром Ефремовым братьев Жеваго к «Азоту» не подпустили. Но после «оранжевой революции» братья решили взять реванш. Тем более, что появился хороший заказчик.
Решение по этому делу выносила судья Умнова. Тем, кто не знает, поясню – это университетская любовь Виктора Медведчука, сохранившая с ним прекрасные отношения. Как и ее мама-адвокат. На сайте http://admin.oboz.com.ua/news/2005/6/23/21673.htmпо этому поводу было написано «Судьей Умновой уже неоднократно принимались решения, которые в дальнейшем использовались группой «Финансы и кредит» для присвоения объектов государственной собственности (Киевский судостроительный завод, «Ривнеазот»)… Как отмечают эксперты, Жеваго с помощью судей удалось фактически заставлять правительство Украины утверждать итоги выполнения его компаниями инвестиционных обязательств, тогда как с этими обязательствами далеко не все в порядке.по этому поводу было написано «Судьей Умновой уже неоднократно принимались решения, которые в дальнейшем использовались группой «Финансы и кредит» для присвоения объектов государственной собственности (Киевский судостроительный завод, «Ривнеазот»)… Как отмечают эксперты, Жеваго с помощью судей удалось фактически заставлять правительство Украины утверждать итоги выполнения его компаниями инвестиционных обязательств, тогда как с этими обязательствами далеко не все в порядке.
Сейчас Жеваго и близкие к нему судьи Умнова и Чобиток фактически пошли ва-банк, пока последствия «печерского правосудия» для бюджета государства не стали предметом интереса правоохранителей. Но и на этот случай у Жеваго есть контрприемы. Во всяком случае, ряд изданий связали с его именем и проверками на Полтавском ГОКе волну обвинений в адрес Кабмина, поднявшуюся в украинской и зарубежной прессе. Усилий было потрачено много, но, как говорится, результат того стоил. Для низвержения авторитета правительства Украины в целом и отдельных его членов в частности, существует целый PR-план, подразумевающий солидное финансирование. Финансируется реализация плана из нескольких источников, при этом как удалось выяснить одна финансовая ниточка выводит ни на кого иного, как на руководителя группы «Финансы и кредит» Константина Жеваго».
Именно в Печерском суде было принято беспрецедентное решение (Валентина Петровна Семенюк даже выпила бутылку корвалдина) о передаче пакета акций ЗАлКа «Внешнеторговой фирме КрАЗ» (точнее – Алексею Кучеренко). Тем самым судебная система Украины перевела стрелки часов на четыре года назад, вернув ситуацию к началу 2001 года, во времена славного конкурса по продаже ЗалКа, когда Ющенко так и не уступил «финикам» и по указанию Кучмы продал завод россиянам.
Вместо послесловия
Так вот, подытожим пройденный курс: с помощью медведчуковских связей в юридическом мире, братишки Жеваго постепенно подбирают под себя собственность, оставленную без боя людьми Януковича. Заказчиком выступает – фирма, вроде бы аффилированная с империей криминального авторитета Иванькова-Япончика. Вы можете спросить: а при чем тут Никопольский ферросплавный?
Отвечаем: помимо Япончика заказчиками «фиников» являются упомянутые выше австрийцы из компании DCM DECOmetal International Trading GmbH. Кто стоит за Гербертом Депишем мы точно сказать затрудняемся, но, поверьте, личность, вероятно, очень влиятельная. Именно они положили глаз на ферросплавы и намерены любой ценой войти в этот бизнес. С другой стороны, производство ферросплавов (в частности, марганцевых) является довольно специфическим бизнесом, успех в котором определяется двумя ключевыми факторами — наличием сырьевой базы (марганцевая руда) и налаженной системы сбыта. Сейчас группа «Финансы и кредит» не может похвастаться ни тем ни другим. И, тем не менее, ей подозрительно везет в последнее время.
Вместе с тем, осведомленные источники говорят, что против малыша Жеваго можно в любой момент запустить «бомбу с часовым механизмом». Как известно, во время очередного захвата здания «Луганскоблэнерго» представителями группы "Финансы и кредит" во главе с Константином Жеваго от сердечного приступа скончался председатель правления "Луганскоблэнерго" Михаил Поляков. По этому факту прокуратура Луганской области завела уголовное дело. Оно не закрыто. Но даже если и закрыто, то при желании его можно реанимировать по вновь открывшимся обстоятельствам. И, кстати, новый Луганский губернатор генерал милиции Геннадий Москаль разбирается в этих вопросах гораздо лучше журналистов….
Юрий Залевский, Олигарх.net