Инициатива столичной милиции «техническими» средствами покончить с воровством мобилок никому не поможет Виталий Ярема, начальник ГУ МВД в Киеве, заявил, что уберечь граждан от воровства мобилок можно только одним путем – ввести обязательную регистрацию мобильных телефонов. Г-н Ярема апеллирует к английскому опыту – у мобильного телефона, который ввозится в страну, снимается IMEI-код (идентификационный номер аппарата), и трубка попадает в общую базу данных. Если телефон у вас сперли, то после подачи заявления в милицию IMEI вносится в «черный список» и в Украине аппарат работать уже не будет. Виталий Ярема с гордостью заявил журналистам, что таким образом проблема воровства мобилок будет решена. Он ошибается, поскольку не учел одного фактора: Украина – не Англия.
То, о чем рассказывает Ярема, – опыт не только английский, но и общеевропейский. У каждого телефона есть свой индивидуальный фабричный идентификационный код, IMEI, который, в отличие от абонентского номера, невозможно поменять, сменив оператора или номер телефона. Под этим номером (наряду, собственно, с телефонным номером SIM-карты) мобилка регистрируется в сети каждый раз, когда вы включаете телефон. Задумка правоохранителей проста – если телефон украден и его IMEI пребывает в «черном списке», все сети всех мобильных операторов страны отказывают телефону в регистрации, то есть телефон «не видит» сети, с него невозможно позвонить или отправить SMS – он все время «вне зоны».
В принципе сейчас милиции периодически удается находить ворованные мобилки уже после того, как они перепроданы: если известен IMEI, оператору мобильной связи не составляет никакого труда установить номер SIM-карты, по которому можно позвонить и попытаться договориться с новым обладателем мобильника. Иногда: «здравствуйте, это звонит лейтенант Петренко, вы должны явится к нам в отделение и сдать свой телефон, так как он был украден!» – действует на слабонервных жертв перекупщиков краденого. Но в большинстве случаев лейтенанта посылают куда подальше, а владелец телефона находится в каком-нибудь Крыжополе. То есть следственные мероприятия, судебная тяжба и т.д. не окупятся стоимостью даже самого дорогого телефона.
Да и, по большому счету, нет никакого закона, который обязал бы операторов мобильной связи выдавать номера телефонов своих клиентов, даже если они пользуются ворованным аппаратом. Вот и киевский главк МВД выступает с двойной инициативой – обязать операторов сотрудничать с милицией и регистрировать все телефоны.
Радиорынок: не смешите, ради Бога.
Чтобы проверить информацию о всесилии этого самого кода, «Газета...» посетила Караваевы дачи, основное место сбыта и перепродажи ворованных мобильных телефонов.
Мы об этом уже писали: в последнее время, стараясь уберечь своих клиентов, купивших ворованный телефон по «смешной цене», от возможных инцидентов с милицией, находчивые продавцы стали... менять IMEI-коды телефонов! То, что в продвинутой Европе и развитой Англии кажется немыслимым, в стране третьего мира, коей для жителей ЕС является Украина, – обыденная практика. Процедура взлома IMEI-кода аппарата стоит всего 40 грн.
Найти точку, где производится эта хитрая процедура, оказалось делом совсем не сложным. Мы просто обращались к дельцам, возле точек/палаток/магазинчиков которых красуются надписи «разблокировка» или «ремонт мобильных телефонов». Послушав минут пятнадцать ответы вроде «все, что угодно, только не IMEI», мы нашли точку, где некто Юра пообещал помочь, «если найдется нужная программка». Нужная – это под конкретный аппарат, в нашем случае – Siemens S55. К сожалению, «нужной» вчера не нашлось – и Юра порекомендовал зайти через пару дней.
Нас не устраивало ожидание, и мы направились на поиски других хакеров (кстати, у мобильных хакеров есть собственное прозвище – фримеры). После 30 (в общей сложности) минут брожения по рынку нам удалось найти специалиста, который брался немедленно взломать IMEI.
– Глючить не будет. И телефонная книжка сохранится, – пообещал Сергей. – Только зачем это вам?
– Да вот, звонил мне какой-то дядя, ментом представляется, говорит, паленая, – солгал я. – А я вообще-то здесь ее брал у одного типа, без документов – может, и паленая.
– Щас все поправим, – солидно пробасил Сергей. – Где аппарат?
– В машине, принесу мигом – а то с собой носить неохота, тут менты шарятся, – продолжал я вдохновенно лгать. – Ты мне вот еще чего скажи – там же правильный IMEI под аккумулятором есть, а если обыск какой, то что тогда?
– Ха-ха-ха! Ну ты даешь, парень! – развеселился продавец. – Подойдешь в любую точку, где есть ремонт – найдешь ребят, они распечатают тебе на такой бумаге – тонкой, но типа пластика – с новым кодом, все в порядке, бирочку. Аккуратно наклеишь ее сверху старой – и все ОК! Я б сам сделал, но у меня такой бумаги нет. Пятерку это стоить будет. Гривен.
– Слушай, – не унимался я. – Тут вот, я читал, скоро все телефоны регистрироваться будут (далее – рассказ о предложении Яремы).
– Ну, так скажешь, что в Москве телефон купил или в Молдове. Имеешь право. А документы – выбросил или потерял. IMEI ведь уже будет новый, все равно ничего не докажут.
«Обрадованный», я ушел «за мобилкой».
Фарцовщики могут спать спокойно
Компетентный источник «Газеты...», сам занимающийся «мобильным» бизнесом, Вадим Онищенко, подтвердил изложенные дельцами с Радиорынка идеи.
– Это все в нашей стране не сработает. Во-первых, отчасти подобными решениями будет нанесен удар по контрабанде, но – лишь отчасти. Ведь никто не помешает контрабандисту пойти и зарегистрировать 30 штук любых мобильных телефонов – ну, мол, привез из-за границы, а на таможне не зарегистрировал – забыл. А закона, который бы ограничивал количество мобильных телефонов у частного лица, нет. Так что это – простейший путь легализации ввозимой в Украину контрабанды. А с ворованными телефонами все будет так же просто – ведь IMEI без проблем меняется, разве что в очень дорогих телефонах с кучей наворотов после этого бывают незначительные проблемы. Но их на запчасти будут воровать.
У этой проблемы есть еще парочка интересных моментов. Например: в Украине уже проданы ТЫСЯЧИ «серых» мобильников, сделанных черт знает кем и где, у которых на «заводе» прошиты одинаковые IMEI. Так вот, если хоть один из этих мобильников будет украден и IMEI попадет в черный список, то ВСЕ эти аппараты будут выкинуты из сети.
«Неворуемая» мобилка – это ОЧ-Ч-Ч-ЕНЬ дорого
IMEI перепрошивается почти у всех мобилок. Чтобы IMEI поменять было нельзя, его надо прописывать на неперепрошиваемую системную плату. Но поскольку почти все современные мобильники имеют возможность смены программного обеспечения (для удобств пользователей – на тот случай, если производитель выпускает новое, более качественное ПО), то все это ПО и IMEI-код записывается на один и тот же носитель. Запись IMEI-кода на отдельную микросхему увеличивает стоимость телефона и его габариты, а на это производители в условиях жесточайшей конкуренции не могут пойти.
И только у ОЧЕНЬ дорогих мобильных телефонов, вроде Vertu, которым пользуется Андрей Ющенко, есть спецсистемы защиты от воров. Мало того, что там IMEI поменять невозможно, так еще сам аппарат сконструирован таким образом, что заряжаться при севшем аккумуляторе он может только от единственного в мире зарядного устройства – того, что поставляется в комплекте с телефоном. А аккумулятор тоже под конкретный телефон сделан, его не поменяешь – так что украденный на улице Vertu после того, как аккумулятор сядет, разве что выбросить можно, даже запчасти от него никому не нужны. Понравилась идея?
Цена на Vertu стартует от $6000...
Автор публикации: Михаил ГАННИЦКИЙ
ГАЗЕТА ПО-КИЕВСКИ