В минувшее воскресенье Польша выбирала президента. И хотя нельзя сказать, что президент в этой стране фигура, обладающая мощной властью, однако от этих выборов зависит очень многое.
До тех пор, пока Польша не определится, в стране не будет не только президента, но и правительства. Согласно польским законам Кабинет министров формирует партия, одержавшая победу на парламентских выборах. По предложению победившей партии глава государства назначает премьер-министра, которого затем утверждает сейм (нижняя палата парламента).
Победившие на недавно прошедших парламентских выборах две правые партии — «Гражданская платформа» и «Закон и справедливость» — уже которую неделю безуспешно пытаются создать коалиционное правительство и ждут исхода президентских выборов. А потому переговоры о составе Кабмина отложены до окончания избирательного марафона.
Как ни странно, выборы не вызвали ажиотажа у электората. Возможно, многие избиратели осознавали, что первым туром дело не ограничится. Так или иначе, а избирательные участки до обеда воскресенья практически пустовали. На некоторые из них утром 9 октября пришло еще меньше избирателей, чем 25 сентября этого года на парламентские выборы. Жизнь в этот день в основном кипела на кухнях и в местных кафе, где разговоры о политике, бесспорно, преобладали.
Поначалу за заветные ключи от Бельведерского дворца сражались 12 кандидатов. Однако впоследствии шансы остались только у двух основных фаворитов президентской гонки — лидеров правых партий, победивших на парламентских выборах. Теперь главные действующие лица предстоящего «заезда» — Дональд Туск («Гражданская платформа») и Лех Качиньский. Брат-близнец последнего возглавляет крупнейшую в парламенте партию «Право и справедливость».
В первом туре голосования разрыв между ними составил буквально несколько процентов. С незначительным перевесом голосов избирателей лидирует Туск. Ему доверили свои голоса около 40 процентов избирателей. Лех Качиньский практически дышит Туску в спину, имея в арсенале 35 процентов голосов. У каждого из них есть шансы выиграть выборы, и оба претендента на пост главы республики уверены в своей победе.
К слову, несмотря на то, что оба политика являются представителями правых сил, сторонниками реформ и оба крепли в политическом смысле в «Солидарности», обращаются они все-таки к разным слоям населения. Дональд Туск со своей четкой либеральной программой выступает за снижение налогов, борьбу с безработицей путем подъема экономики и привлечение больших инвестиций из-за рубежа. За него — бизнес, молодежь, городской средний класс.
Качиньский намерен сделать власть сильнее и дать президенту больше полномочий, чтобы тот бросил силы на обеспечение социальных гарантий, защиту традиционных католических ценностей и борьбу с коррупцией. Со снижением налогов и либеральными реформами Качиньский торопиться не будет. За Качиньского — пенсионеры, безработные, которых в Польше 18 процентов, малообеспеченные слои населения и Католическая церковь.
Своими программами и лозунгами кандидаты делят симпатии избирателей практически поровну. Впрочем, ситуация разрешится 23 октября, когда состоится второй тур президентских выборов. Тогда победитель определится банальным большинством голосов. Немаловажен и тот факт, что главная интрига будет заключаться в том, кому же из претендентов достанутся голоса выбывших из гонки кандидатов. Помимо этого, на общий итог выборов могут серьезно повлиять те избиратели, которые, в отличие от первого тура, все же придут на избирательные участки. А таких почти половина. Так что, очевидно, Польшу ждет ожесточенный поединок.
Виктория Самойлова," CN СТОЛИЧНЫЕ НОВОСТИ"