Сразу же после победы "оранжевой революции" Киев начал давление на российский Черноморский флот, базирующийся в Крыму. Однако, если Россия только припугнет Украину возможностью досрочного вывода флота, это сильно опечалит и украинских моряков, и украинские власти Севастополя, и наиболее здравомыслящих людей в украинском правительстве.
Хваленый прагматизм официальной России в отношении новой Украины дает откровенный сбой, когда речь заходит о Черноморском флоте. Видимо и впрямь как писал Лев Толстой у русского человека "кровь начинает быстрее оборачиваться в жилах" при мысли о Севастополе.
Кремль адекватно ответил на отказ Киева участвовать в газотранспортном консорциуме и невнятную позицию по ЕЭП - предложением отказаться в расчетах за газ от бартерной схемы и повысить цены. Результат: Россия уже не "вечный северный сосед" как по Ющенко, а основной стратегический партнер по Еханурову. Но даже смена державной лексики пока не смягчила суровое сердце "Газпрома".
Это заставило радикальных политиков в Киеве вспомнить об ахиллесовой пяте России и вновь заговорить об увеличении арендной платы за причалы и инфраструктуру Черноморского флота в Севастополе. Тема возникла сразу же после победы "оранжевой революции". Сначала нардеп, претендовавший на должность главы севастопольской городской госадминистрации, Иван Салий озвучил цифру в три миллиарда долларов. Спустя несколько месяцев уже министр иностранных дел Борис Тарасюк в интервью "Времени новостей" договорился до десяти миллиардов в год.
Параллельно в Украине разворачивалась кампания по травле Черноморского флота. В феврале на "Пятом канале" вышла программа Владимира Арьева "Закрытая зона". Из передачи следовало, что Черноморский флот подбивает ракетами мирные украинские суда, дестабилизирует обстановку в регионе и заставляет севастопольцев говорить по-русски.
За медиа-атакой последовала атака дипломатическая. В марте украинские пограничники неожиданно задержали большой десантный корабль "Константин Фильченков", следовавший к месту проведения учений на мысе Опук. БДК приписан к Севастополю и криминала в его появлении в украинских территориальных водах не было. Но на борту находились морские пехотинцы из российского местечка Тимрюк, а это, как выяснилось, противоречит букве межгосударственного соглашения по условиям базирования ЧФ. Проблема была в том, что в течение последних лет морпехов их России уже неоднократно привозили на учения в Крым, поэтому командование украинского флота не только согласовало план учений, но и планировало направить на тот же Опук своих бойцов - тоже поучиться.
Однако вместо учений случился скандал. Резче всех тогда выступил глава СБУ Александр Турчинов: "Они будут наглеть настолько, насколько мы будем позволять им это делать". Впрочем Виктор Ющенко счел уместным принять извинения российской стороны и назвал инцидент "ляповатостью военных".
Но история на этом не закончилась. В апреле в Севастополь прибыла комиссия украинского МИДа. В российские части ее не пустили, но это не помешало дипломатам обнаружить факты незаконной сдачи в субаренду объектов ЧФ и другие нарушения. Информация была предоставлена госадминистрацией Севастополя. Как сообщили источники в штабе флота, все случаи субаренды в устном порядке согласовывались с украинскими властями, а иногда и происходили по их просьбе.
К лету список нарушений, к которым реально можно было придраться, иссяк. И тогда в ход пошли нетрадиционные методы. В июне Генпрокуратура Украины добилась решения севастопольского апелляционного суда, которое обязало Черноморский флот передать Минсвязи 80 объектов гидрографического оборудования на побережье Крыма. Решение смелое, поскольку в межгосударственном соглашении о ЧФ 1997 года оговаривается, что перечень объектов должен стать предметом межправительственного соглашения. Переговоры специально созданных комиссий на этот счет пусть безуспешно, но ведутся и в помощи севастопольского суда не нуждаются.
В течение лета продолжались информационные атаки на российский флот. Так в СМИ было запущено сообщение, что Черноморский флот незаконно продал арендуемый объект на южном берегу Крыма аж за две тысячи долларов. Никто не обратил внимания на то, что за такую сумму на ЮБК можно купить разве что сельский туалет. Или сообщалось о том, как Черноморский флот разрушает пляжи под Донузлавом. На поверку же оказалось, что вывозили оттуда песок около десяти украинских строительных организаций.
Наконец, уже в августе активисты молодежной организации "Студенческое братство" попытались сначала прорваться на территорию Форосского маяка, а потом разбили несколько палаток перед штабом ЧФ в Севастополе. Экзальтированные молодые люди предлагали севастопольским бабушкам убираться "в свою любимую Россию". Но были среди пикетчиков и адекватные персонажи. С одним из них мы разговорились. "А что будет, если Россия уведет флот из Крыма?" "Ни в коем разе, нам же трэба гроши".
Собственно это есть наиболее четкая формулировка украинской политики в отношении русского флота, высказанная на языке народной дипломатии. Киевские власти не могут не знать, что вывод Черноморского флота чреват не только потерей ежегодной добавки к госбюджету в размере 97 миллионов долларов, но и появлением на карте страны нового депрессивного дотационного региона, к тому же сильно обремененного сепаратистскими настроениями.
В случае ухода ЧФ из Севастополя безработными в одночасье станут 20 тысяч украинских граждан, работающих сейчас на российских предприятиях. Их оклады, как и оклады офицеров-черноморцев, значительно выше среднегородских, а подоходный налог это главная составляющая доходной части севастопольского бюджета. Четверть поступлений городских коммунальных служб составляют платежи от российских частей. При этом украинские части - многолетние должники. Финансирование социальной сферы Севастополя было внесено в этом году отдельной строкой в федеральный бюджет. Здесь, справедливости ради стоит отметить, что эти деньги не поступили (бюджет ведь принимался до революции).
Переходим к общегосударственной составляющей базирования, а именно к налогам все тех же российских предприятий, которые дают 12% сборов по региону. Кроме того, вот уже давно продовольствие, горючее, медикаменты и многие другие товары закупаются российским флотом на территории Украины. В случае ухода ЧФ из Крыма, десятки предприятий лишатся заказов на сумму в 80 миллионов долларов.
Не обойдутся без ЧФ и украинские моряки. Достаточно вспомнить, что вот уже восемь лет на российских военных складах в Крыму хранится порядка 10 тысяч вагонов оружия, доставшегося ВМСУ после раздела советского флота. За их хранение никто не заплатил ни копейки. Можно считать эту благотворительность со стороны ЧФ просто мерой безопасности: все помнит, что происходит там, где украинцы сами сторожат свое оружие - в Артемовске и Новобогдановке.
По итогам августовских международных учений "Щит мира" командование ВМСУ заявило о том, что готово предоставить Старокрымский полигон для создания учебного центра морских пехотинцев стран, членов НАТО. При этом адмиралы "забыли", что речь идет о сухопутном полигоне. А важнейшая амфибийная часть учений проходила на российском полигоне (все том же Опуке). При этом ЧФ в который раз бесплатно подготовил для украинской стороны мишенные позиции.
Таким образом, если Россия только припугнет Киев возможностью досрочного вывода флота из Крыма, это сильно опечалит и украинских моряков, и украинские власти Севастополя, и наиболее здравомыслящих людей в украинском правительстве. Понятно, почему Россия этого не делает. Весть о том, что Севастополь оставлен, повергнет в шок патриотичных россиян. Их может утешить только история. Обе героических обороны города закончились его сдачей. И оба раза Россия туда возвращалась.
Новый регион 2