"Конституцию в дальнейшем можно изменять, но, если она не будет принята, начнется хаос". Интервью с министром иностранных дел Ирака Хошияром Зебари
- Господин Зебари, судя по слухам, могла идти речь о каких-то изменениях сроков. Вы подтверждаете, что завтра начнется процесс над Саддамом Хусейном?
- Несомненно: рассмотрение дела начнется вовремя, как и было запланировано.
- С каким настроением сегодняшний Ирак смотрит на бывшего диктатора за решеткой?
- С большой надеждой, что вердикт по итогам процесса будет свободным и все отнесутся к нему с уважением.
- И все же, Саддам накануне суда кажется настроенным очень по-боевому.
- Он продолжает настаивать на том, что является законным главой Ирака и что иностранная армия пришла, чтобы свергнуть его. Саддам как будто еще не понял, что проиграл войну. Кажется, он не осознает, что в стране прошли выборы и что ею уже правят другие лидеры.
- Не может ли это стать стратегией защиты перед судьями специального трибунала?
- Мне кажется, он готовится базировать свою защиту исключительно на факте, что сегодня только он является законным правителем в Багдаде. Но это уже не так. Вероятно, он будет основываться на итогах плебисцита, который он провел накануне войны с целью возобновления своих полномочий. Он утверждает, что за него проголосовали все. Но я, например, иракец, и я не отдавал ему своего голоса.
- Ирак, готовящийся предать суду своих бывших руководителей, как оценивает только что прошедший референдум по конституции?
- Для страны это был исторический день. Иракский народ впервые в истории имел возможность сам написать свою конституцию. Это демократическое мероприятие, направленное на закладывание основ федералистского государства, многопартийного, демократического и единого.
- Однако еще следует дождаться реальных итогов голосования. Результат может оказаться не таким, на который рассчитывали, и текст основного закона может быть в конечном итоге отклонен народом, нет?
- Подождем результатов. Я не исключаю, что в будущем в конституцию могут быть внесены изменения. Сегодня я могу лишь сказать, что иракский политический класс очень горд тем, что в референдуме участвовали широкие массы и энтузиазм народа продемонстрировали манифестации в поддержку конституции.
- А если окажется, что конституцию отвергли?