В Соединенном королевстве - очередной всплеск эмоций по поводу законопроекта, предложенного правительством Т.Блэра. Выполняя свои обещания ужесточить борьбу с терроризмом после взрывов 7 июля, правительство внесло в парламент проект закона, который, по его мнению, станет серьезной преградой для террористов, позволит надежнее защитить мирную жизнь англичан. Проектом закона предусматривается значительное расширение полномочий органов правопорядка, предоставление им новых возможностей в поиске преступников.
В частности, как указывает американская Washington Post, подозреваемых в терроризме можно будет удерживать в заключении без предъявления обвинения в течение трех месяцев (сейчас – 14 дней). Журналисты газеты цитируют и другие статьи законопроекта, которые неоднозначно толкуются общественностью. В частности, если законопроект будет принят, на территории Великобритании будет считаться преступлением «прославление» или «поощрение» терроризма. Под это преступление подпадут слова и выражения, в которых террористов называют «мучениками», а также те, которые можно квалифицировать как призывы к новым терактам.
Публикация, распространение, передача материалов, поощряющих терроризм, также становятся преступлениями. За них предусмотрена ответственность не только авторов таких произведений, но и издателей, а также владельцев книжных магазинов, Интернет-сайтов, где такие материалы будут выявлены. Преступлением будет также посещение «тренировочных террористических лагерей».
Проект закона вызвал бурную дискуссию в обществе. Ее основной мотив можно сформулировать так: готовы ли англичане пожертвовать частью своих политических прав во имя безопасности? С одной стороны, жители Британии давно (и заслуженно) гордятся своими демократическими принципами и свободами, и их некоторое ограничение воспринимается в обществе очень болезненно. С другой – незащищенность перед террористическими атаками «маленького англичанина» означает для многих крушение того ощущения комфортности бытия, к которому жители «Туманного Альбиона» привыкли в течение столетий.
Т.Блэр, предлагая проект данного закона, отстаивая его ключевые положения от нападок оппонентов, конечно, прекрасно понимает, что ему придется в чем-то уступить, смягчить некоторые формулировки. Но он понимает также, что большинство населения пока на его стороне. Это подтверждают и опросы общественного мнения. “По существу, явное большинство готово до некоторой степени пожертвовать гражданскими свободами, чтобы сделать Британию более безопасной”, - говорят специалисты по проведению опросов.
В ответ его политические противники, констатирует Washington Post, включая такую известную фигуру, как мэр Лондона Кен Ливингстоун, протестуют против принятия такого закона. Предложенные меры противники Бэра считают унижением таких дорогих людям принципов, как свобода слова, суд присяжных и презумпция невиновности. Не без оснований они указывают, что ужесточение законодательства далеко не всегда дает те результаты, на которые рассчитывают законодатели. К примеру, в 1969 году тогдашнее правительство принимало крайние меры против Ирландской Республиканской Армии, невинным людям пришлось провести долгое время под арестом. Такая реакция не сделала Британию более безопасной, а помогла ИРА привлечь в свои круги больше людей.
Особую тревогу вызвал законопроект в мусульманской общине Великобритании. Выходцы из мусульманских стран и их потомки, родившиеся уже в Англии, всерьез опасаются, что объектами преследования станут, в первую очередь, они. Директор организации по защите прав человека Liberty Шами Чакрабарти, слова которой приводит Washington Post, заявляет, что мусульманских юношей будут арестовывать, держать в заключении 90 дней, а затем отпускать с объяснениями, что полиция поймала не того “Мохаммеда”. Она говорит, что такие меры только сыграют на руку террористам, и призывает Блэра не “давать свободу действий” полиции.
Александр Гержан
по материалам Washington Post