По какой-то мистической закономерности все, что связано со словосочетанием «единая Украина», в нашей стране долго не существует. Вероятно в этом проявляется высшая справедливость, указывающая на изначальное лукавство такого посыла. Так, три года назад в парламенте развалился, просуществовав чуть больше месяца, провластный блок «За Единую Украину!» Накануне прошлогодней «оранжевой» эпопеи красивый бренд, пользуясь лидерством в одноименной партии, решил подхватить бывший «народовладник» Богдан Губский. Ему удалось достичь большего, хотя сейчас все идет к тому же. Но это накануне выборов…
Пройдя непростой путь от «Единой Украины» до «Единой Украины» через тернии парламентской борьбы, размолвки с главным «деминициативщиком» Степаном Гавришем и заигрывания с Юлией Тимошенко, то есть фракцией ее блока, Богдан Владимирович рискует остаться у разбитого корыта. В этом ему помогли Николай Колиснык и Владимир Мовчан, которые своим сегодняшним уходом от Губского дали отсчет существованию его фракции. Сейчас у него есть 13 депутатов при необходимом минимуме в 14, и две недели на восстановления статус-кво. Коли не управится добрый молодец за это время, исчезнет его детище в небытие политического процесса. Это не геенна огенная, конечно, но все равно неприятно.
Здесь, кстати, тоже прослеживаются определенные параллели, из которых уже можно составлять сборник парламентских примет. В свое время с карты Верховной Рады исчезла фракция «Трудовой Украины» и ПППУ. По инициативе первой. Тогда, весной, в преддверие выборов, Сергей Тигипко, будучи лидером «трудовиков», опрометчиво бравируя собственным оптимизмом, подал на развод с промышленниками и предпринимателями Анатолия Кинаха. Благо, у него на то были все основания в лице 20 преданных штыков, без которых фракция ПППУ прекратила свое существование. Однако потом случились выборы и «оранжевая революция», которую Сергей Леонидович, как глава штаба Виктора Януковича, бесславно проиграл еще до ее окончания. И все. Нету больше в парламенте ни ТУ, ни ПППУ, несмотря на все их попытки реанимироваться хоть в какой-нибудь конфигурации.
Богдан Губский тоже в свое время стал инициатором раскола группы «Демократические инициативы – Народовластие», уведя в самостоятельное плавание новосозданную фракцию «Единая Украина» прямо из-под носа Степана Гавриша, которму прошлогодним сентябрем, как координатору стремительно коллапсирующего большинства, уже было не до того. Так прекратили свое существование «Народовластие» и «Деминициативы». Теперь же такая перспектива нависла и над «Единой Украиной». А ведь до этого раскола они представляли из себя вполне ощутимую силу. Впрочем, как и «трудовики»…
Теперь же Богдану Владимировичу нужно срочно с кем-то договариваться, что-то предпринимать. В принципе, учитывая его в последнее время лояльное отношение к Блоку Юлии Тимошенко, можно рассчитывать на помощь оттуда. Да только сия фракция сейчас и сама медленно, но верно теряет штыки и сторонников на фоне усиливающегося давления на Юлию Владимировну со стороны как «оранжевых», так и всех остальных. Многие из тех, кто пополнил бютовские ряды во время, когда она была премьер-министром, не привыкли и не любят открытой, агрессивной оппозиционной борьбы. Не исключено, что демарш в «Единой Украине» тоже во многом связан с протимошенковским позиционированием Губского. А потому ему сейчас необходимо либо срочно отречься от «порочащих» связей (благо уже не первый раз) и придумать какое-то лакомство для привлечения, как внефракционных депутатов, так и «истинных партийцев» из других групп, либо аккуратно слиться с бютовцами, возможно, даже поставив при этом какие-то условия. Правда, во втором случае опять-таки не ясно, поддержит ли кто-то из тех, кто пока остается с ним, такую инициативу.
А вообще Богдан Владимирович – человек умный и прыткий, умеет определять, откуда ветер дует, а потому ему все же виднее, как поступать. Уверен, у него все получится.
К тому же нет худа без добра. На фоне агонизирующей «Единой Украины» сегодня было объявлено о создании депутатской группы «Доверие народа». О том, что в украинсокм парламенте, как определенного рода замкнутой системе, действует принцип сообщающихся сосудов, я писал уже давно. Еще во время первой послереволюционной волны депутатских миграций и метаний. И практика показывает, что от этого никуда не деться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что г-да Колиснык и Мовчан, которые поставили под угрозу исчезновения детище Губского, стали именно тем недостающим звеном, которое позволило Антону Киссе обзавестись собственной группой. Все очень просто – сначала у «единалов» было 15 штыков, стало 13. «Доверие» поначалу не досчитывалось, как минимум, одного для того, чтоб явиться на свет, и теперь в нем 15. Физика – она и в Раде физика. Ее законы – одни из немногих в этом мире, которые неподвластны отмене, изменению или дополнению парламентом, а также удачным толкованиям Конституционным Судом.
Отметим, что попытки целого ряда депутатов, попавших в кресла Верховной Рады 4 созыва, так сказать, мажоритарным путем (уже вроде в последний раз, если верить конституционной реформе), как-то аклиматизироваться, сколотить междусобойчик в суровой для них реальности партийных противостояний, предпринимались практически с первого дня распада еще первой «Единой Украины». «Европейский выбор», «Народный выбор», «Воля народа» и то же «Народовластие» – все эти несуществующие ныне группировки, помимо того, что во многом создавались по региональному или клановому принципу, пытались объединить в себе «истинных представителей народа». То есть тех, кто считает, что попадание в парламент не в третьем десятке удачного списка, а через прямое волеизъявление жителей того или иного избирательного округа, позволяет им так себя называть. Отсюда и преобладающее и всевозможное склонение «народа» в их названиях.
Вот и в этот раз без него, родимого, не обошлось. А так как количество уместных прилагательных в данном случае весьма ограниченно, а повторяться, создавая, проивзодные конструкции на манер «Выбор народа» или «Народная воля», как-то некрасиво, то и вариантов для названия уже осталось не так много. В конечном итоге получилось вполне в русле традиций, хоть и несколько высокопарно. Так ведь и придраться не к чему. Действительно название «Доверие народа» для группы из 15 человек, 14 из которых были избраны в одномандатных округах, теоретически себя оправыдывает. Конкретные люди проголосовали за конкретных людей, стало быть доверили им свое представительство в законодательном органе. Это вам не списки!
Что касается состава группы, то он чрезвычайно колоритен. Большую его часть составили нардепы, которые за три с половиной года сменили более двух фракций и групп. Под начало некогда объединенного социал-демократа Антона Киссе, победившего летом прошлого года на довыборах в Одессе встали:
– его бывшие «объединенные» соратники Игорь и Анатолий Франчуки (последний успел полтора месяца побыть во фракции социалистов);
– некогда «регионал» и опальный «трудовик» Валерий Коновалюк, после длительных терзаний нашедший свое место в качестве одного из трех уполномоченных представителей фракции;
– трижды «аграрник» и единожды «народник» Литвина Анатолий Козловский (менее месяца в сентябре пробыл в БЮТ);
– участник «Народовладдя», «Народного выбора», «Союза» и БЮТ Игорь Смияненко;
– участники «Народного выбора», «Союза» и БЮТ Николай Будагъянц и Николай Солошенко;
– запутавшийся в «Демокатичной Украине» и «Вперед, Украине!» «трудовик» Анатолий Раханский;
– и даже один «Нашеукраинец» (тот самый, кто разбавляет эту компанию одномандатников): Николай Поровский, ставший депутатом буквально месяц назад, будучи 98-м номером в списке.
Что касается г-д Владимира Мовчана, Николая Колисныка, Василия Гаврилюка, Владимира Демехина и Василия Гладких, то их миграции по Раде колеблются где-то между НДП и «Деминициативами».
И единственное, что объясняет желание всех этих людей собраться вместе – это перспектива предстоящих выборов, которые, как известно, пройдут на пропорциональной основе. Возможно, разгадка заключается в том, что единственный списочник в группе Николай Поровский является главой Республиканской христианской партии – одной из составных частей «Нашей Украины». В свое время, еще до парламентских выборов 2002 года он активно выступал с инициативой создания объединенной право-центристской партии национал-демократического направления на основе блока «Наша Украина». При этом он допускал, что в случае, если для объединенной партии будет выбрано название Народный Рух, «этим будет довольна определенная часть блока, и, кроме того, раскрученный десятилетиями бренд «НРУ» не достанется самозванцам».
С тех пор много воды утекло, но возможность блокирования с Рухом остается. Не исключено, что на это и расчитывают. И места в списке НРУ, если тот не будет снова блокироваться теперь уже с НСНУ, можно выбить откровенно получше, чем 98-е или 99-е. Конечно, старейшее в Украине политическое движение может настрожиться от наличия в списке исключительно представителей бывшего большинства, но на это можно ответить финансовой помощью. Определенный финансовый ресурс (безусловно не идущий ни в какое сравнение с мастодонтами электорального сражения) у «Доверия» все же есть. Что же касается перспектив самого Руха и его объединений… Что ж, на безрыбье, как известно, и рак канает.
Кирилл Баранов, Версии.сom