Мэр Лондона поддерживает попытки заставить московских олигархов привезти свои неправедно нажитые деньги в его город.
Будучи политиком, который когда-то сказал, что у капитализма на совести больше смертей, чем у Гитлера, Кен Ливингстон совершает чудовищный поворот на 180 градусов. При поддержке "реального энтузиазма из аппарата мэра" туристическая фирма Visit London ведет кампанию, направленную на привлечение российских богачей.
Размещая рекламу в журналах для богатых и устраивая презентации на Вест-энде, боссы маркетинга имеют в виду покупательную способность московских нуворишей. Слабость Ливингстона к олигархам грозит превратить британскую столицу в Sun City XXI века.
У коммерческих связей Англии и России славная предыстория. В 1553 году была создана Muscovy Company, первое в Англии совместное предприятие, для торговли русскими мехами. Предприниматели елизаветинской эпохи совершали бесконечные поездки ко двору Ивана Грозного, а русские купцы в больших количествах стали прибывать в Лондон с конца XVII века. Известно, что в 1796 году Петр Великий инкогнито приехал в Лондон, чтобы набраться идей в области архитектуры и планировки для своего нового города, Санкт-Петербурга.
На протяжении следующих двух веков Лондон давал убежище российской интеллектуальной элите и политическим диссидентам. Александр Герцен сделал столицу базой для пропагандистской деятельности, направленной против царизма. Анархист Михаил Бакунин пользовался свободами этого города, чтобы вести агитацию за европейскую революцию. В 1907 году в Лондоне прошел съезд Российской социал-демократической партии с участием Ленина, Троцкого и Сталина.
В наши дни Британия стала заповедником для российских грабителей. Те, кто разворовал природные богатства рухнувшего СССР во время "прихватизации" 1990-х годов, вливают свои неправедно нажитые деньги в лондонскую жизнь. Деньги, которые должны идти на российские пенсии, зарплаты и инфраструктуру, тратятся на частные школы, личных шоферов и поваров. По оценкам, в России 27 миллиардеров и сотни акционерных миллионеров. Похоже, что многие из них селятся в Лондоне. Когда будущие историки напишут историю капитала, они, конечно, назовут начало XXI века "русской эпохой".
Духовный лидер этого круга – Роман Абрамович, нефтяной и алюминиевый миллиардер, владелец футбольного клуба "Челси". Рядом с ним – его бывший партнер Борис Березовский, объявленный в России в розыск мошенник, от которого пострадала Самара. Чувствуют себя как дома, курсируя между Сурреем и Сити, миллиардер Владимир Потанин, металлический магнат Олег Дерипаска, спекулянт нефтью и газом Шалва Чигиринский. Поскольку олигархи набили мошну в основном благодаря администрации Бориса Ельцина, неудивительно, что дочь бывшего президента Татьяна Дьяченко и ее муж Валентин Юмашев тоже осели в Лондоне.
Этих грабителей привлекает адская смесь благоприятных налоговых схем и наличия финансового сектора и адвокатских контор, необходимых для бесконечных тяжб, которые они ведут. Еще им нравятся британская история и традиции, а также отношение высшего общества, где не принято задавать вопросы по поводу сказочных состояний.
Ротшильды, Флеминги и даже Палмер-Томкинсоны выворачиваются наизнанку, чтобы подружиться с олигархами. Постоянно звучит традиционный аргумент о том, что Британия является налоговой гаванью. Приток денег новых богачей обеспечивает всем кораблям семь футов под килем. Но непонятно, кому, помимо футболистов, именитых адвокатов и ресторанов суши, приносят пользу эти деньги, учитывая еще и то, что власти упорно отказываются менять налоговое законодательство для иностранцев. Где компании, покровители культуры и благотворительные учреждения, созданные новой русской общиной?
Приход богачей в Лондон увеличивает пропасть между столицей и остальной страной. Недавний анализ результатов переписи 2001 года, проведенный Университетом Шеффилда, показал, что Британия раскалывается пополам. "На юге находятся Лондон и его окрестности, на севере и западе – "архипелаг провинций", городских островков, которые медленно уходят под воду в демографическом, социальном и экономическом отношении". Лондон как метрополия и глобальный перекресток становится все дальше от провинции.
Еще важнее то, что богатства, которые получает юго-восточная экономика за счет сферы услуг, являются украденными у народа России. В 1990-е годы мы были свидетелями разграбления российских ресурсов, которое привело к резкому сокращению продолжительности жизни русских и падению ВВП. То, что называли рыночной экономикой, по существу было дешевой распродажей национальных богатств горстке государственных аппаратчиков, имеющих нужные связи. Газ, нефть и полезные ископаемые по дешевке ушли к друзьям Кремля. И подобно южноафриканскому Sun City в 1980-е годы, Лондон жиреет на этих безнравственных доходах, абсолютно не интересуясь их происхождением.
На посту мэра Ливингстон озабочен не только городскими делами, но и внешней политикой. Но когда речь идет об олигархах, он странным образом умолкает. Если Лондон хочет быть мировой столицей, ему следует уделять внимание тому, какие регионы мира платят по счетам.
Тристрам Хант, Inopressa