Директор Фонда гражданских свобод Березовского Александр Гольдфарб сомневается в том, что майор Николай Мельниченко когда-то даст показания по делу Гонгадзе украинской прокуратуре.
«Мельниченко прячется за статусом политического убежища в США и за правом отказываться от показаний, которые могут инкриминировать его самого, - отметил Гольдфарб. - И у американского Минюста и ФБР нет возможности заставить его дать показания, кроме как через суд. А судебный процесс может затянуться очень надолго и неизвестно, чем закончится».
Говоря о том, когда майор даст показания украинской прокуратуре, Гольдфарб отметил: «Поэтому боюсь, что может быть никогда. Если не поймать его на нарушении американских законов и не пригрозить американской тюрьмой. На мой взгляд, такая зацепка есть, потому что однажды, давая показания под присягой по делу Лазаренко, Мельниченко соврал, сказав, что у него нет записей Кучмы. Так что могу посоветовать ГПУ проработать эту линию».
«Вопрос - зачем следствию нужны показания Мельниченко и можно ли обойтись без них? – отметил директор фонда Березовского. - Первая причина - это необходимость связать в строго юридическом смысле записи разговоров Кучмы с убийством Гонгадзе. На мой взгляд, для этого показания Мельниченко уже не нужны, потому что в деле есть наши показания о том, что мы получили записи Мельниченко и передали их в руки следователей. А аутентичность записей установлена экспертизой СБУ. Таким образом, эти записи фигурируют в уголовном деле на вполне убедительных основаниях. Вторая причина - более серьезная. Одна из версий состоит в том, что те, кто производили прослушку и запись, причастны к убийству. Она основана на факте, что монтаж звуковых эпизодов по Гонгадзе, озвученных Морозом в Раде, начался на следующий день после исчезновения Гонгадзе, когда еще никто не знал, что он убит. Кто дал приказ выдергивать эти эпизоды из сотен часов звукозаписей? Ответ на этот вопрос может дать либо Мельниченко, либо другие участники группы прослушивания, которые или молчат, или скрываются. К ним, собственно, в первую очередь и обращено наше обещание выплатить вознаграждение».
ForUm