Юлия Тимошенко, лидер одного из оппозиционных блоков в Верховной раде Украины, находилась в среду в Берлине по приглашению блока христианских партий ХДС/ХСС. В Германии лидер фракции одноименного Блока Юлии Тимошенко дала эксклюзивное интервью "Немецкой волне".
Юлия Владимировна, как вы относитесь к трехстороннему украино-российско-немецкому газовому консорциуму, который сейчас создан в Украине?
Тимошенко: Я не могу поддержать создание такого консорциума именно поэтому это не очень выгодно, на мой взгляд, ни Украине, ни Германии. Почему? Потому что такой консорциум создается с российской доминантой. Практически теряется украинская собственность и украинское влияние на газовую сеть.
Но ведь закрывается и возможность для Европы получить альтернативный газ из Туркменистана и Ирана, который может быть, при определенной достройке украинской газовой сети, поставлен и в Украину, и в Европу. Может быть просто устранена монополия российского газа именно для украинской сети и для транспортировки через Украины в Европу, и может быть действительно положено начало серьезной альтернативной поставке.
Это есть стратегический план, стратегическая перспектива. И если она будет выполнена, то, на мой взгляд, она является абсолютно окупающей, и не только окупающей. Она будет давать значительно более дешевый природный газ, в том числе и Германии.
Но сейчас пока что создан этот трехсторонний консорциум...
Тимошенко: Пока что он не создан. Пока что декларируется создание такого консорциума. И пока что это не решенный вопрос, и я могу сказать, что создание такого консорциума практически уменьшает возможности именно такой альтернативной поставки, о которой я вам только что рассказала.
Т.е., вы хотите сказать, что вопрос остается открытым?
Тимошенко: Безусловно. Пока что это существует на уровне договоренностей. Этот вопрос не проходил ратификации в украинском парламенте, и мне кажется, что украинский парламент такие идеи не сможет поддержать.
Новые тенденции в украинской внешней политике - это сближение с НАТО, даже вхождение в НАТО. Об этом уже даже президент сказал. Как вы к этому относитесь, и как повлияют эти новые тенденции на развитие украинско-российских отношений?
Тимошенко: Дело в том, что высшее украинское руководство уже 10 лет декларирует определенные вещи, которые хочет слышать Запад. Декларирует, но ни одного раза еще не было достигнуто результату. И об этом знает и Украина, и мир. Поэтому очередные декларации я не воспринимаю всерьез.
Это не значит, что я не поддерживаю позитивные вещи, позитивное сотрудничество Украины и Запада, а просто я не верю в то, что эта власть, эти люди, которые находятся при власти, могут достигать любых позитивных целей. Именно так я и отношусь к этому. Т.е., комментировать можно настоящие программы, а не декларации.
Как в этом контексте выглядит развитие украинско-российских отношений?
Тимошенко: Я просто хочу сказать, что Украина должна строить партнерские, взаимовыгодные отношения и с Россией, и с Европой, и с США. И здесь не следует ставить "или..., или", здесь нужно ставить союз "и". И мы будем это делать так, чтобы были защищены интересы Украины, и чтобы это выглядело привлекательно и для наших партнеров.
Недавно, вместе с Григорием Омельченко и другими депутатами вы опять внесли в парламент предложение об импичменте президенту. Как вы себе реально представляете ход этого дела? И что вы этим хотите достичь?
Тимошенко: Я хочу, чтобы наша политическая сила действовала адекватно обстоятельствам. Единственный адекватный шаг, который может быть сделан, это внести постановление о начале процедуры импичмента. Другой вопрос, какие политические силы будут за это голосовать.
Именно те политические силы, которые желают Украине добра, процветание, восстановления. И я думаю, что не голосовать по этому предложению будут карманные политические силы, или те силы, которые по тем или иным причинам запуганы большее здравого предела.
Но сейчас в Украине не существует закона об импичменте. Как можно это реализовать?
Тимошенко: Закон для этого не нужен. Конституции достаточно. Все абсолютно процедуры Конституцией определены, и нужно просто принимать постановление и внедрять процедуру. А те политические силы, которые сегодня говорят, что следует принимать закон об импичменте, просто находят очень красивые основания для того, чтобы как-то избежать под благородным предлогом голосования за импичмент президента непосредственно.
"Немецкая волна"