Коалиция "Яблока" и СПС, называемая объединенными демократами, только-только сформировалась, а ее уже сотрясают скандалы. В последний предпраздничный день было озвучено версию "аренды" "Яблока"Анатолием Чубайсом для того, чтобы под прикрытием оного провести своих людей в Мосгордуму. По версии "КП", у СПС есть деньги, но нет лица, а у "Яблока" все наоборот, вот они и договорились. Пресса цитирует члена политсовета СПС Валерия Хомякова, заявившего, что Чубайс – более чем подходящая кандидатура на должность столичного мэра. В ответ на официальном сайте "Яблока" появилось заявление Сергея Митрохина, назвавшего данную версию провокацией и вымыслом. Учитывая позицию Митрохина в общеяблочной табели о рангах, не исключено, что и его прямой начальник Григорий Явлинский разделяет такой подход.
В общем, скандал не самый сногсшибательный, если бы не риторика ответного письма. Вместо ожидаемой легкой иронии, способной вызвать симпатию, "яблочники" в резкой форме назвали своих главных врагов, первым из которых стал, естественно, авторитарный путинский режим в целом и кремлевская администрация в частности. Упорство "Яблока", постоянно числящего Кремль среди своих врагов, несмотря на публичные сожаления властей о том, что правые не попали в нынешний парламент, достойно лучшего применения. Тезис, гласящий, что Кремлю выгодны правые в Думе, потому что без них теряется демократическое лицо страны, "Яблоку" явно не нравится. Вторым врагом стали олигархи, не желающие терять карманные партии, а в качестве третьей подколодной змеи обозначена внутриэспээсная оппозиция, тесно связанная со змеями номер один и номер два. И эти пункты гораздо более интересны, чем традиционные обвинения Путина.
Анализируя сказанное, можно предположить, что "карманной партией олигархов", участвовавших в криминальной приватизации, был как раз СПС (в самом деле, не про родное же "Яблоко" так заявлять, а остальные партии вроде вообще в данном случае ни при чем). Был до тех пор, пока новые силы его не изменили и не пошли на союз с самим "Яблоком". Но оставшиеся темные силы мутят воду, пытаясь растоптать хрупкие ростки демократического единства, а заявления об "аренде" и пользе для Москвы в том случае, если Чубайс займет пост ее мэра, отдают "злобой и глупостью".
Получается, что близкие Кремлю олигархи сначала имели карманную партию, а сейчас нет, но при этом их последыши мелко гадят по демократическим углам, отдаляя светлое будущее. При этом имена последышей и их идейных вдохновителей не называются. Однако при упоминании в связке слов "СПС" и "олигархи" возникает лишь одна ассоциация – Анатолий Борисович. Что сейчас, что раньше никаких олигархов, тесно связанных с СПС, кроме А.Б. Чубайса, замечено не было. (Да и тот – олигарх весьма условный. Нынешний лидер правых Никита Белых в интервью сказал по этому поводу следующее: "Это все штампы. Мне до сих пор приходится слышать: СПС – партия олигархов. Какие олигархи?! Чубайс – не олигарх, а наемный менеджер, который получает заработную плату. Он не является связующим звеном между властью и бизнесом. У нас вся олигархия либо в "Единой России", либо в Матросской Тишине, либо в Лондоне – три варианта. СПС здесь нет. Я уже устал бороться с этими штампами. Просто кому-то выгодно, чтобы так думали про правых".) А раз представители крупного бизнеса, ассоциирующиеся с СПС, за последние годы не менялись, то и получается, что заявления московской организации "Яблока" как-то неуместно больно бьют по новым союзникам. Вроде как хотели темное прошлое пнуть, а получилось, что светлое будущее.
Вполне возможно, что подобные заявления будут иметь и сугубо практический результат. Если не забывать, что нынешняя коалиция своим первым знаменем несет все-таки "яблочное", то можно предположить, что та часть правого электората, которая постоянно поддерживала СПС, может изменить свое отношение к "Яблоку" и в будущем поддержать его. В преддверии 1 января, дамокловым мечом висящего над всеми политическими партиями, вынужденными количественно доказывать свое право называться таковыми, это приобретение может оказаться более чем ценным.
Однако разговоры о приобретениях – это всего лишь попытка анализа еще не наступившего будущего, а в настоящем мы имеем очередной скандал, когда заявления представителей союзников прессе и версии, выдвигаемые журналистами, которые для этого, собственно, и работают, вызывают у "Яблока" непропорционально жесткую реакцию с публикациями заявлений и угрозами судебных разбирательств.
Валентина Самарина, УТРО.ru