Оранжевой революции в Азербайджане уже не предвидится. В среду во второй половине дня лишь около 15 тысяч человек приняли участие в организованном оппозицией митинге, потребовавшей отмены результатов воскресных парламентских выборов.
Критическая черта, за которой власть – одержавшая внушительную победу благодаря сфальсифицированным результатам голосования – могла бы отступить, не была достигнута.
Еще до истечения срока, установленного для проведения митинга бакинской мэрией, замерзшая на ветру толпа начала расходиться с площади Галаба, словно болельщики, покидающие стадион после поражения любимой футбольной команды. Люди уходили молча, под равнодушными взглядами сотен полицейских. Оранжевые флаги были свернуты – как в знак траура.
Через несколько минут ушли последние участники митинга, и площадь заняли стражи порядка. Они дважды прошли по ней под объективами телекамер – словно для того, чтобы всем показать, кому принадлежит власть на берегах Каспия. Впрочем, в этом году оппозиция, вдохновленная примером украинской "оранжевой революции", решила вести себя мирно и не вступать в конфликт с законом. В частности, для того, чтобы ее протест не привел к повторению трагедии октября 2003 года, когда была жестоко подавлена демонстрация, устроенная после избрания Ильхама Алиева главой государства. Он занял кресло умиравшего отца, правившего Азербайджаном на протяжении 30 лет. Унаследовал власть в династическом стиле, презрев демократические правила игры, как это всегда было после провозглашения в 1991 году независимости этой бывшей советской республики, богатой нефтью.
Сдерживаемая полицейским кордоном, под взором покойного президента, два портрета которого украшают площадь Галаба, толпа встретила аплодисментами лидеров оппозиции, пришедших на манифестацию в полном составе. "Господин Буш! – сказал Иса Гамбар, в октябре 2003 года участвовавший в президентских выборах в качестве кандидата от партии "Мусават". – Вы все время говорите, что вы – за свободу, за свободные выборы. Мы надеемся, что ваши дела будут соответствовать этим принципам".
Этот призыв прозвучал как сигнал SOS в устах оппозиции, оставшейся один на один с авторитарным режимом, который применил пытки к некоторым оппозиционерам, арестованным в октябре 2003 года. Конечно, парламентские выборы 6 ноября получили критическую оценку со стороны американского Госдепартамента, а миссия наблюдателей ОБСЕ охарактеризовала их как "не соответствующие" международным нормам, несмотря на некоторые перемены в лучшую сторону. Это была непривычно суровая оценка, заставившая Центризбирком аннулировать результаты голосования в двух округах. Власть может "оставить" несколько парламентских кресел оппозиции. Одно из них, вероятно, достанется Али Керимли, лидеру Народного фронта. В настоящий момент оппозиция имеет в парламенте шесть депутатов. В среду вечером причин сомневаться в возможности продолжительной акции было немало. Хотя бы потому, что в четверг на площади должны были собраться сторонники правящей партии "Новый Азербайджан", чтобы отпраздновать свою победу.
Митинг, который должен был стать демонстрацией силы, этой задачи не выполнил – как всегда. В среду студентам настоятельно рекомендовали во второй половине дня продолжать занятия – прогульщикам грозили суровые дисциплинарные меру. Но "многих из них, как и чиновников, заставят прийти на митинг в поддержку правящей партии", – с грустью отметил на площади Галаба один из мусаватистов.
Режи Жант, Inopressa