В многотрудном процессе интеграции Украины в ЕС постепенно вырисовывается его основной закон. Звучит он простенько: как мы интегрируемся, так они нас и принимают. Для особо одаренных из числа прежней и нынешней власти перевожу: если мы ничего не делаем в этом направлении, то и они поступают точно так же в ответ. Еще подробнее: чем больше переведенный в президентскую канцелярию экс-вице-премьер по евроинтеграции Олег Рыбачук и записные евроинтеграторы из МИД исторгали из себя слов о "преданности курсу на Европу", тем откровеннее из этой Европы слышали: "Да делайте же хоть что-нибудь!!!…"
Я внимательно изучил справочку, заботливо подготовленную г-ном Рыбачуком, видимо, для отчета о проделанной по дороге в президентский секретариат работе на пути в Европу. Потрясающий, скажу вам, документ! Если бы Брюссель принимал решения о членстве по количеству планов, постановлений о планах, директивам кому и чего надо выполнить и доложить, то мы вошли бы в этот ЕС по самое никуда. И даже дальше! Штаб-квартиру Евросоюза можно было бы переносить куда-нибудь под Бровары. В случае их согласия. А если сосчитать не просто "круглые столы", конференции и прочие "збиговыська" на евроинтеграционную тему, но и деньги, на них потраченные грантодателями и проср..., извините, проеденные отечественными еврогрантоедами и иже с ними, то автобан Киев – Одесса, пройдя по новому мосту через Атлантику, заканчивался бы где-то под Сан-Франциско.
Президент Виктор Ющенко, как известно, нарезал себе и своим подчиненным следующий интеграционный план: вступление в ВТО до конца 2005 года, начало переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕC в январе 2006-го (если вспомнить заявления прежнего президента Леонида Кучмы, то эта и любая другая, лишь бы свободная и торговая, зона, похоже, голубая мечта любого украинского руководства. – Авт.), подведение итогов выполнения Плана действий Украина–ЕС и начало переговоров о новом углубленном соглашении между Киевом и Брюсселем – во втором квартале все того же 2006 года. Названо все это было, разумеется, "дорожной картой" и, согласитесь, до сих пор выглядит вполне последовательно и реалистично. Даже я было поверил, что шаг за шагом мы всей страной пройдем этот путь, и вскоре украинские туристы и ученые-украиноведы собственными глазами могут увидеть и установить, что известный писающий мальчик в Брюсселе – никакой не бельгиец, а украинского происхождения. Просто по нужде слез с украинского же слона, снял оранжевые шаровары и… В общем, наш это пацан, что и требовалось доказать неверующим, что центр Европы – у нас.
Однако нечто, очень похожее на пушного зверька песца, как всегда, подкралось незаметно. И не с той стороны. Оказалось, что для вступления в ВТО мало нажать на депутатов ВР и заставить их принять нужные законы. Нужно, чтобы за Украиной признали статус страны с рыночной экономикой. И чтобы сделали это не в Крыжополе, а хотя бы в Вашингтоне (США) и Брюсселе (все тот же ЕС). В последнем, несмотря на грозу украинизации для писающего мальчика, упомянутый статус вроде бы пообещали сделать на саммите Украина – ЕС 1 декабря этого года. Но есть проблемы.
Саммит этот пройдет в Киеве, гостей можно было бы подпоить и накормить отменным салом, поводить по Майдану и под угрозой круглосуточного пения "Грынджол" и комментариев Николая Томенко с дирижерской палочкой в руках статус этот выбить. Но случилась неувязка. Рыночной экономику Украины отказались признать в США. Несмотря на то, что поехавший за океан премьер Юрий Ехануров потешил местных политических и бизнесовых тузов известными наездами на Россию (если вступит в ВТО первой, то не пустит в нее Украину) и ее верного Санчо Пансу – лидера Беларуси Александра Лукашенко. Более того, США отказались даже снять в отношении Украины приснопамятную поправку Джексона–Веника, которая ограничивала торговлю с Америкой еще во времена Советского Союза за то, что из "первого в мире государства рабочих и крестьян" свободно не выпускали людей в Израиль. После распада СССР поправку эту унаследовала Украина. И, несмотря на то, что все желающие евреи из нее не только выехали, но даже уже вернулись, нахлебавшись свободы по уши, поправка эта до сих пор мешает беспрепятственно завозить, к примеру, наш самогон в Орегон.
А это означает, что ЕС, периодически демонстрирующий Вашингтону желание выйти из-под американского зонтика, тоже может статус не предоставить. У них – США и ЕС – в плане координированности таких шагов – строго. И если так случится, то, значит, саммит 1 декабря, как всегда, пройдет успешно, но безрезультатно. И, следовательно, не будет статуса – не получится и с ВТО. А без ВТО не будет и всего остального. Это даже такой признанный евроинтегратор, как руководитель миссии Украины при Европейском Союзе Роман Шпек, признал. Он недавно публично заявил: "Участие в ВТО – это еще одна из гарантий прогнозированности нашего законодательства даже в случае его последующих изменений, так как оно будет изменяться в рамках общего (то есть, надо понимать, европейского законодательства. – Авт.)… Рассчитывать на прогресс без вступления в ВТО невозможно. Членство будет определенным стимулом для ускорения структурных реформ в Украине, для внедрения высокопродуктивных технологий, для снижения энергоемкости. Экономика стран-членов ВТО намного эффективней".
Но я все же где-то верил, что все будет хорошо. И сейчас верю. Но меньше – мешает глава представительства Европейской Комиссии в Украине Иен Боуг. В субботу, 12 ноября, этот уважаемый, не побоюсь такого слова, европеец на очередном "круглом столе" с чарующим названием "Европейский и евроатлантический выбор Украины" взял да и заявил, что ЕС готов приступить к подготовке соглашения о создании зоны свободной торговли с Украиной в случае вступления Украины во Всемирную торговую организацию. А потом, как Боугом по голове, добавил: "Если Украина не вступит в ВТО, переговоров между Украиной и Евросоюзом не будет". И это в то время, когда в зале КПИ нарезал себе собственные дорожные карты победы на парламентских выборах-2006 "Народный Союз "Наша Украина", готовый подставить плечо под любую европейскую заморочку! Ай-яй-яй, как нехорошо получилось. За что апельсины "наколотыми" называли на Майдане и в палатках мерзли?!
Дальше г-н Боуг, конечно, исправился и начал говорить об успехах, которых достигла Украина при реализации плана совместных действий с Евросоюзом. "Мы отмечаем прогресс в развитии демократических институтов, обеспечении свободы СМИ и развитии торговли. Скоро начнем переговоры по соглашению об упрощении визового режима между ЕС и Украиной, и надеемся, что сможем его подписать", – сказал он. По его мнению, Украина серьезно продвинулась и в решении вопроса по получению статуса страны с рыночной экономикой. Но тоже не уточнил возможные сроки оглашения соответствующего решения Евросоюзом. А все потому, что, по его словам, украинскому правительству еще необходимо предпринять ряд мер по улучшению делового климата в стране для привлечения иностранных инвестиций. Хотя бы так, как получилось с "Криворожсталью".
И, как вы, наверное, уже догадались, тут мы медленно, но верно возвращаемся к тому, с чего начали. Г-н Боуг резко, но точно ткнул в то место, которое очень болезненно: только Украина и никто другой за нее может решить свои же проблемы. Усовершенствовать налоговую базу в соответствии с общепринятыми рыночными нормами, побороть коррупцию, создать единые правила игры на экономическом поле в виде стабильного законодательства, не чинить глупых препятствий перед иностранными инвесторами, реформировать судебную систему, в конце концов, утвердить демократические нормы не на словах, а на деле – и тогда все получится. Хотя бы не ускоренно, а в те сроки, которые уже известны. Г-н Боуг сообщил, что План совместных действий Евросоюза и Украины (ПД) завершается в феврале 2008 года, а действие соглашения о сотрудничестве Украины и ЕС – в марте 2008 года. "Нужно подумать, какие документы смогут их заменить", – сказал он.
При этом уважаемый глава миссии Еврокомиссии красноречиво напомнил, что в рамках реализации политики добрососедства Европейский инвестиционный банк намерен инвестировать в экономику Украины в ближайшие два года 250 млн. евро. Почему "красноречиво"? Для тех, кто не пользуется губоскатывателем производства Челябинского тракторного завода, объясняю: дармовых денег, чтобы пустить их на "круглые столы", не будет. Без реформ. Потому что согласно уточненному Плану действий эти деньги могли придти в Украину еще летом этого года. Евросоюз, в феврале 2005 года уточняя ПД, хотел даже провести в Украине некий экономический форум с участием потенциальных инвесторов и того же Европейского инвестиционного банка. И, разумеется, помочь привлечь эти самые инвестиции. Точно так, как это случилось в Грузии после "революции роз" – там такой форум сварганили. Не знаю, пошли ли инвестиции в Грузию, но то что форума в Украине не было, это известно всем. Июньский, сего года, "мини-Давос" в Киеве, как мне кажется, не в счет. Там Украине и ее руководству, как всегда, передали 10 предложений, названных "шагами", а с баблом не обломилось...
…А в завершении хочется напомнить предостережение все того же Шпека, который резко выступил против создания зоны свободной торговли в другом направлении – в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). "Мы не можем надеяться на то, что из России придут высококачественные технологии – их там нет, они берут их на Западе. Мы не можем надеяться на то, что из России придут энергосберегающие технологии – они сами их покупают. Для дальнейшего стимулирования экономического роста, что приведет к повышению благополучия всех, мы должны пройти путь экономических реформ, завершить вступление в ВТО и продолжить сотрудничество с Организацией экономического развития и сотрудничества", – сказал он.
И его слова понятны: человек ведь в Брюсселе сидит, а точку зрения, как известно, неплохо определят именно место сидения. Так, может, его в Москву перевести? Должен же кто-то проанализировать ситуацию и сказать открыто, что если все время метаться, то можно пролететь не только с ЕС, но и с ЕЭП. Красиво пролететь – как фанера над Парижем. Но мимо…
Президент Виктор Ющенко, как известно, нарезал себе и своим подчиненным следующий интеграционный план: вступление в ВТО до конца 2005 года, начало переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕC в январе 2006-го (если вспомнить заявления прежнего президента Леонида Кучмы, то эта и любая другая, лишь бы свободная и торговая, зона, похоже, голубая мечта любого украинского руководства. – Авт.), подведение итогов выполнения Плана действий Украина–ЕС и начало переговоров о новом углубленном соглашении между Киевом и Брюсселем – во втором квартале все того же 2006 года. Названо все это было, разумеется, "дорожной картой" и, согласитесь, до сих пор выглядит вполне последовательно и реалистично. Даже я было поверил, что шаг за шагом мы всей страной пройдем этот путь, и вскоре украинские туристы и ученые-украиноведы собственными глазами могут увидеть и установить, что известный писающий мальчик в Брюсселе – никакой не бельгиец, а украинского происхождения. Просто по нужде слез с украинского же слона, снял оранжевые шаровары и… В общем, наш это пацан, что и требовалось доказать неверующим, что центр Европы – у нас.
Однако нечто, очень похожее на пушного зверька песца, как всегда, подкралось незаметно. И не с той стороны. Оказалось, что для вступления в ВТО мало нажать на депутатов ВР и заставить их принять нужные законы. Нужно, чтобы за Украиной признали статус страны с рыночной экономикой. И чтобы сделали это не в Крыжополе, а хотя бы в Вашингтоне (США) и Брюсселе (все тот же ЕС). В последнем, несмотря на грозу украинизации для писающего мальчика, упомянутый статус вроде бы пообещали сделать на саммите Украина – ЕС 1 декабря этого года. Но есть проблемы.
Саммит этот пройдет в Киеве, гостей можно было бы подпоить и накормить отменным салом, поводить по Майдану и под угрозой круглосуточного пения "Грынджол" и комментариев Николая Томенко с дирижерской палочкой в руках статус этот выбить. Но случилась неувязка. Рыночной экономику Украины отказались признать в США. Несмотря на то, что поехавший за океан премьер Юрий Ехануров потешил местных политических и бизнесовых тузов известными наездами на Россию (если вступит в ВТО первой, то не пустит в нее Украину) и ее верного Санчо Пансу – лидера Беларуси Александра Лукашенко. Более того, США отказались даже снять в отношении Украины приснопамятную поправку Джексона–Веника, которая ограничивала торговлю с Америкой еще во времена Советского Союза за то, что из "первого в мире государства рабочих и крестьян" свободно не выпускали людей в Израиль. После распада СССР поправку эту унаследовала Украина. И, несмотря на то, что все желающие евреи из нее не только выехали, но даже уже вернулись, нахлебавшись свободы по уши, поправка эта до сих пор мешает беспрепятственно завозить, к примеру, наш самогон в Орегон.
А это означает, что ЕС, периодически демонстрирующий Вашингтону желание выйти из-под американского зонтика, тоже может статус не предоставить. У них – США и ЕС – в плане координированности таких шагов – строго. И если так случится, то, значит, саммит 1 декабря, как всегда, пройдет успешно, но безрезультатно. И, следовательно, не будет статуса – не получится и с ВТО. А без ВТО не будет и всего остального. Это даже такой признанный евроинтегратор, как руководитель миссии Украины при Европейском Союзе Роман Шпек, признал. Он недавно публично заявил: "Участие в ВТО – это еще одна из гарантий прогнозированности нашего законодательства даже в случае его последующих изменений, так как оно будет изменяться в рамках общего (то есть, надо понимать, европейского законодательства. – Авт.)… Рассчитывать на прогресс без вступления в ВТО невозможно. Членство будет определенным стимулом для ускорения структурных реформ в Украине, для внедрения высокопродуктивных технологий, для снижения энергоемкости. Экономика стран-членов ВТО намного эффективней".
Но я все же где-то верил, что все будет хорошо. И сейчас верю. Но меньше – мешает глава представительства Европейской Комиссии в Украине Иен Боуг. В субботу, 12 ноября, этот уважаемый, не побоюсь такого слова, европеец на очередном "круглом столе" с чарующим названием "Европейский и евроатлантический выбор Украины" взял да и заявил, что ЕС готов приступить к подготовке соглашения о создании зоны свободной торговли с Украиной в случае вступления Украины во Всемирную торговую организацию. А потом, как Боугом по голове, добавил: "Если Украина не вступит в ВТО, переговоров между Украиной и Евросоюзом не будет". И это в то время, когда в зале КПИ нарезал себе собственные дорожные карты победы на парламентских выборах-2006 "Народный Союз "Наша Украина", готовый подставить плечо под любую европейскую заморочку! Ай-яй-яй, как нехорошо получилось. За что апельсины "наколотыми" называли на Майдане и в палатках мерзли?!
Дальше г-н Боуг, конечно, исправился и начал говорить об успехах, которых достигла Украина при реализации плана совместных действий с Евросоюзом. "Мы отмечаем прогресс в развитии демократических институтов, обеспечении свободы СМИ и развитии торговли. Скоро начнем переговоры по соглашению об упрощении визового режима между ЕС и Украиной, и надеемся, что сможем его подписать", – сказал он. По его мнению, Украина серьезно продвинулась и в решении вопроса по получению статуса страны с рыночной экономикой. Но тоже не уточнил возможные сроки оглашения соответствующего решения Евросоюзом. А все потому, что, по его словам, украинскому правительству еще необходимо предпринять ряд мер по улучшению делового климата в стране для привлечения иностранных инвестиций. Хотя бы так, как получилось с "Криворожсталью".
И, как вы, наверное, уже догадались, тут мы медленно, но верно возвращаемся к тому, с чего начали. Г-н Боуг резко, но точно ткнул в то место, которое очень болезненно: только Украина и никто другой за нее может решить свои же проблемы. Усовершенствовать налоговую базу в соответствии с общепринятыми рыночными нормами, побороть коррупцию, создать единые правила игры на экономическом поле в виде стабильного законодательства, не чинить глупых препятствий перед иностранными инвесторами, реформировать судебную систему, в конце концов, утвердить демократические нормы не на словах, а на деле – и тогда все получится. Хотя бы не ускоренно, а в те сроки, которые уже известны. Г-н Боуг сообщил, что План совместных действий Евросоюза и Украины (ПД) завершается в феврале 2008 года, а действие соглашения о сотрудничестве Украины и ЕС – в марте 2008 года. "Нужно подумать, какие документы смогут их заменить", – сказал он.
При этом уважаемый глава миссии Еврокомиссии красноречиво напомнил, что в рамках реализации политики добрососедства Европейский инвестиционный банк намерен инвестировать в экономику Украины в ближайшие два года 250 млн. евро. Почему "красноречиво"? Для тех, кто не пользуется губоскатывателем производства Челябинского тракторного завода, объясняю: дармовых денег, чтобы пустить их на "круглые столы", не будет. Без реформ. Потому что согласно уточненному Плану действий эти деньги могли придти в Украину еще летом этого года. Евросоюз, в феврале 2005 года уточняя ПД, хотел даже провести в Украине некий экономический форум с участием потенциальных инвесторов и того же Европейского инвестиционного банка. И, разумеется, помочь привлечь эти самые инвестиции. Точно так, как это случилось в Грузии после "революции роз" – там такой форум сварганили. Не знаю, пошли ли инвестиции в Грузию, но то что форума в Украине не было, это известно всем. Июньский, сего года, "мини-Давос" в Киеве, как мне кажется, не в счет. Там Украине и ее руководству, как всегда, передали 10 предложений, названных "шагами", а с баблом не обломилось...
…А в завершении хочется напомнить предостережение все того же Шпека, который резко выступил против создания зоны свободной торговли в другом направлении – в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). "Мы не можем надеяться на то, что из России придут высококачественные технологии – их там нет, они берут их на Западе. Мы не можем надеяться на то, что из России придут энергосберегающие технологии – они сами их покупают. Для дальнейшего стимулирования экономического роста, что приведет к повышению благополучия всех, мы должны пройти путь экономических реформ, завершить вступление в ВТО и продолжить сотрудничество с Организацией экономического развития и сотрудничества", – сказал он.
И его слова понятны: человек ведь в Брюсселе сидит, а точку зрения, как известно, неплохо определят именно место сидения. Так, может, его в Москву перевести? Должен же кто-то проанализировать ситуацию и сказать открыто, что если все время метаться, то можно пролететь не только с ЕС, но и с ЕЭП. Красиво пролететь – как фанера над Парижем. Но мимо…
Владимир Скачко, Версии.com