Сегодня на пленарном заседании депутатам предстоит рассмотреть и, вероятнее всего, одобрить в первом чтении законопроект, который многие расценивают как удавку для несанкционированной властью общественной активности. Законопроект с безликим названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" совсем свежий: он внесен 7 ноября и под ним стоят подписи пятнадцати депутатов от всех фракций. Известно, что готовили его по инициативе Старой площади в Минюсте.
Российский омбудсмен Владимир Лукин и даже несколько членов Общественной палаты попросили депутатов не спешить с принятием совершенно сырого, а потому чреватого серьезными последствиями для развития в России гражданского общества закона. Лукин предложил возвратить законопроект в профильный комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, а затем организовать его широкое обсуждение.
Многочисленные протестные обращения думское большинство проигнорировало, в том числе и от влиятельных международных организаций. Правозащитники уже поняли, что грядет ужесточение госконтроля за деятельностью общественных объединений и иных некоммерческих организаций, в том числе и по линии ограничения права на объединение для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не проживают постоянно и на законных основаниях в России. Иными словами, кроме всего прочего самые неудобные для власти активисты лишатся статуса, который их как-то защищает.
Законопроектом устанавливается специальный порядок госрегистрации некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
Решение о госрегистрации (реорганизации или ликвидации) принимается территориальными отделениями некоего федерального органа не позднее чем через месяц со дня подачи документов. Тот же орган контролирует соответствие деятельности общественных организаций их уставам. Основанием для отказа в госрегистрации некоммерческой организации станут те случаи, когда цели, задачи и формы деятельности учредителя общественного объединения противоречат Конституции, конституциям (уставам) субъектов РФ или направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем. Ведение Единого государственного реестра юридических лиц осуществляется органами ФНС России.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.
В переводе с законодательного языка на русский получается, что любую неудобную контору можно прикрыть на время с помощью инспектора пожарной охраны и санитарной службы. Или закрыть навсегда - за месяц можно отыскать среди учредителей того, кого можно объявить террористом или приписать ему отмывание преступных доходов.
Лев Московкин, УТРО.ru