Спустя девять месяцев после так называемой «Оранжевой революции», двое из ее лидеров оказались втянуты в многочисленные взаимные обвинения в коррупции. Восьмого сентября президент Виктор Ющенко отправил в отставку правительство своего бывшего товарища по оружию, Юлии Тимошенко. Теперь ничто не напоминает о лозунгах времен Оранжевой революции «за демократию», «свободу» и «против коррупции». Смена власти в начале года, с радостью встреченная западными масс-медиа и Соединенными Штатами, оказалась ничем иным как борьбой за власть между частями правящей элиты. Для большинства населения правительство Юлии Тимошенко означало растущую инфляцию и быстро снижающиеся жизненные стандарты.
Теперь, шаг за шагом, власть возвращается старым олигархам, против которых и была направлена революция. Ющенко примирился со своим прошлогодним противником и теперь следует тем же внешнеполитическим курсом, что и его предшественник Леонид Кучма, сближаясь с Россией. Сейчас он оправдывает знаменитую кучмовскую политику «туда-сюда», чей фокус постепенно смещается на восток.
Узкий круг олигархов возник сразу после распада Советского Союза и со временем овладел львиной долей государственных предприятий. Благодаря близким, исторически сложившимся отношениям с Россией, украинская внешняя политика была четко ориентирована на Россию. Оранжевая революция была направлена на то, чтобы лишить олигархов власти и создать новую прослойку капиталистов, ориентированных на США, формируя тем самым геополитического игрока, играющего против России.
Американское правительство оказалось главным проигравшим в недавних событиях, и с трудом смогло скрыть разочарование своим провалом. В телефонном звонке, который последовал после отставки Тимошенко, президент Джордж Буш предупредил Ющенко «соблюдать принципы движения», благодаря которым он и «овладел» своим постом. В частности, Буш сказал, что он должен сдержать свое обещание «не повторять ошибок прошлого».
После отставки Тимошенко президент Ющенко подписал пакт с Виктором Януковичем, человеком, который противостоял ему во время Оранжевой революции, для того, чтобы парламент смог 22 сентября одобрить назначение Юрия Еханурова премьер-министром. Янукович представляет интересы донецких олигархов, возглавляемых богатейшим человеком страны Ринатом Ахметовым. Они контролируют значительные угледобывающие мощности в восточной Украине и поддерживают тесные связи с Россией. После своего назначения Ехануров заявил, что его поддержка парламентом показала, что восток страны объединился с западом – центром Оранжевой революции.
Многие в стране возмущаются теми гарантиями от криминального преследования, которые были даны фальсификаторам прошлогодних выборов. Именно фальсификации и подняли волну негодования, которая привела к новым выборам и победе Ющенко. Более того, с Партией Регионов достигнуто соглашение, что она получит в правительстве пост вице-премьера, а бывшие сторонники Юлии Тимошенко не получат ничего. Тем самым Ющенко вернулся к прежней схеме формирования правительства из представителей двух основных олигархических кланов – действуя точно так же, как и его предшественник, Леонид Кучма.
Ехануров, новый премьер-министр, является близким другом бывшего президента Кучмы. Он действует как посредник между Ющенко и днепропетровским олигархом, зятем Кучмы, Виктором Пинчуком. С 1994 по 1997 Ехануров возглавлял процесс приватизации государственных предприятий. Затем он стал министром экономики и заместителем Ющенко, когда тот стал премьер-министром. В апреле этого года Ющенко назначил его губернатором одной из наиболее важных промышленных областей Украины, Днепропетровской.
Почему Тимошенко должна была уйти?
Отставка Тимошенко после всего лишь семи месяцев пребывания у власти, стала апофеозом яростной борьбы между олигархами. В конце концов, она вылилась в обвинения в коррупции, которые угрожали погрузить весь режим в бездну и обнажить истинную ментальность старой и новой правящей элиты, их самые эгоистические интересы. Для нее обещания преодолеть социальную катастрофу, цинично данные во время Оранжевой революции, больше не значили абсолютно ничего.
Тимошенко первая взяла инициативу в свои руки этой весной, обвиняя людей из ближайшего окружения Ющенко в коррупции, стремясь предотвратить его сближение с олигархами и Россией. Началось взаимное вываливание в грязи. В середине июня, один из ее важных сторонников, Александр Турчинов, глава секретной службы СБУ, угрожал начать расследование по газовой компании РосУкрЭнерго, контролируемой фаворитом Ющенко Петром Порошенко, шефом совета национальной безопасности. Обвинение состояло в том, что ЕвроТрансГаз, предшественник РосУкрЭнерго, потерял «более миллиарда долларов» в трансакциях между российским Газпромом и украинским Нафтогазом.
Тимошенко назвала РосУкрЭнерго «криминальным предприятием», и предупредила не названных людей из окружения Ющенко «не заменять старые схемы времен Кучмы новыми». Она обвинила главу РосУкрЭнерго в отказе рассказать правительству, почему эта фирма оказалась «вне контроля кабинета министров».
Вскоре после этих заявлений российская военная прокуратура возобновила ее старые намерения арестовать Тимошенко, хотя Интерпол только что отказался от каких-либо обвинений против нее. Тут Ющенко вмешался и, как сообщила Тимошенко, запретил ей как-либо влиять на газовую отрасль.
В начале августа СБУ начало расследование деятельности Нафтогаза. Тем временем глава совнацбеза Порошенко начал открытую войну против Тимошенко. Он заявил, что «СБУ само по себе представляет угрозу национальной безопасности» и требует решительного реформирования. Как считает Тимошенко, она была отправлена в отставку потому, что была не согласна со снятием шефа СБУ Турчинова. В свою очередь, Ющенко и Порошенко выдвинули свои обвинения против Тимошенко. В ходе реприватизации Никопольского завода ферросплавов она поддержала Приват Банк, один из самых влиятельных в Украине банков, являющийся ее важным сторонником. Ющенко обвинил ее в оказании давления на судей, которые должны были решить исход реприватизации.
Тимошенко произвела переполох, заявив о том, что Порошенко пытался не допустить реприватизации, отстаивая интересы владельца этого предприятия, зятя Кучмы Виктора Пинчука. Пинчук купил завод в 2003 году за 80 миллионов долларов, хотя, по словам Тимошенко, предприятие стоит более миллиарда. По иронии судьбы, через два дня после отставки Тимошенко судьи решили провести реприватизацию завода.
После отставки Тимошенко, Ющенко решил углубить разрыв. Он обвинил ее в использовании служебного положения, чтобы ликвидировать долги в 1,2 миллиарда долларов ее бывшего предприятия «Украинские энергетические системы». Хотя долги были ликвидированы решением суда в феврале, прокурор опротестовал это решение и заявил, что он возобновляет дело против Тимошенко, из-за которого она уже была под арестом в 2000 году.
В свою очередь Тимошенко начала новое наступление в тандеме с русским олигархом Борисом Березовским. Березовский, который «на ножах» с Кремлем, намекает, что он поддерживал Ющенко финансами в его избирательной кампании. Поскольку иностранная финансовая поддержка избирательной кампании в Украине незаконна, это может привести к началу процедуры импичмента против Ющенко. Экс-президент Леонид Кравчук, предшественник Кучмы, оценил вклад Березовского в 15 миллионов долларов.
О чем спор?
Самая яростная борьба идет не за политические принципы, и тем более не за идеалы свободы и демократии – она ведется за влияние и собственность, и связанную с этим внешнеполитическую ориентацию. Группы Ющенко-Порошенко и Тимошенко-Зинченко имеют разные интересы, контуры которых обрисовываются в ходе борьбы за власть.
Тимошенко-Зинченко – наиболее радикальные противники олигархического режима Кучмы – представляют нуворишей, экс-олигархов и предпринимателей, которые не прочь погреть руки на собственности олигархов во имя «нового начала» и «честных рыночных условий». Во внешней политике они расписываются в поддержке Вашингтону. В своих усилиях сломать прежнюю сферу советского влияния, они стоят вместе с Польшей, Грузией и странами Прибалтики.
Ранее Тимошенко была самой богатой женщиной Украины. Как сторонник Павла Лазаренко, который стал премьер-министром в 1998 году, она создала свою собственную энергетическую империю, чем перешла дорогу тогдашнему президенту Кучме и его зятю Пинчуку. Она попала в немилость и столкнулась с опасностью разделить судьбу Лазаренко, оказавшегося в американской тюрьме за отмывание денег. Она была арестована в 2000 году и провела в заключении шесть недель. Ей удалось купить свою свободу ценой потери крупных кусков своих предприятий.
Ющенко-Порошенко представляют крыло олигархов, желающих ослабить традиционные связи с Россией ради усиления деловых отношений с западным капиталом. Они опасаются, что слишком сильное сближение с Россией приведет их к утрате позиций на мировых рынках, и стремятся к интеграции Украины в Европейский Союз, ВТО и НАТО. Так же как восточно-европейские страны или Китай, они хотят привлечь иностранные инвестиции, все больше раскрывая свои внутренние рынки.
Ющенко показал себя как защитник олигархов. Как многолетний глава Нацбанка и премьер-министр в 2001 году, он решал многие кризисные ситуации, такие как введение в 1996-м году национальной валюты, гривны, и коллапс рубля в 1998. Порошенко – это скромный олигарх, владеющий пищевой компанией и независимой телекомпанией «5-й канал». Он играл важную роль в падении Кучмы, и, как руководитель совета по национальной безопасности и обороне сформировал что-то вроде теневого правительства.
В прошлом году усилия вывести Украину из-под влияния России объединяли Ющенко и Тимошенко. Однако вскоре растущее влияние России развело их в разные стороны, причиной этого является изменившаяся международная ситуация. С одной стороны, их наиболее важный союзник, США, оказался в углубляющемся внутреннем и международном кризисе – растущее недовольство войной в Ираке и Афганистане и катастрофа Нового Орлеана серьезно подорвали авторитет и доверие к администрации Буша. С другой стороны, провал референдума по конституции ЕС больше не позволяет Брюсселю обещать Украине членство в Евросоюзе. Вместо этого нынешняя ситуация неопределенности на энергорынках заставляет ЕС во главе с Францией и Германией сближаться с Россией.
Что самое главное, недавно подписанное соглашение о строительстве газовой трубы через Балтику прямо связало Германию и центрально-европейскую газовую сеть с Россией, что выглядит как аффронт традиционному транзиту газа через Украину, Польшу и прибалтийские страны. Именно эти страны поддержали Оранжевую революцию и ищут продолжения подобной «революции» в Беларуси. Также и в Узбекистане надежды на проамериканскую революцию уменьшились после того, как тамошний правитель Ислам Каримов этой весной жестоко подавил выступления против режима, и сделал ставку на сближение с Москвой. Он вывел страну из антироссийского альянса ГУУАМ.
Изменение ситуации привело к тому, что относительный вес России и олигархов вырос, приводя к трениям в рядах новой элиты в Киеве. В конце концов, это привело к расхождениям по наиболее деликатному вопросу – что делать с собственностью олигархов.
Война за собственность
Оранжевая революция, которая мобилизовала массы пол лозунгами «против искажения результатов выборов и коррупции» и «за свободу», также атаковала олигархов и, таким образом, хотя и непрямо, критиковала присвоение бывших государственных предприятий. Сразу после формирования правительства Тимошенко в феврале 2005, это стало отправной точкой для президента Ющенко. Хотя Тимошенко хотела реприватизировать примерно 3 тысячи из 20 тысяч бывших государственных предприятий, которые были ловко украдены, Ющенко настоял на том, чтобы лишь 30 предприятий стали объектом этой сложной процедуры. Поскольку обе стороны не были готовы идти на компромисс, этот вопрос стал «яблоком раздора». С помощью Москвы олигархи начали давить на правительство Тимошенко.
Одним из наиболее важных вопросов стала поставка энергоресурсов из России, от которых Украина сильно зависит. Тимошенко спровоцировала недовольство России, вводя тарифы на поставку русской нефти и резко поднимая тарифы за транзит русского газа в Европу. Нефтетрейдеры отреагировали незамедлительно, урезав поставки. Они начали «плановые ремонты» своих заводов, вскоре у автозаправок выстроились большие очереди. Ющенко выступил на стороне русских нефтетрейдеров и заставил Тимошенко отступить и публично извиняться.
Вмешательство Ющенко также предотвратило аналогичный кризис в газовой отрасли. Россия угрожала поднять цены на газ до уровня мировых, то есть более чем в три раза. В ходе переговоров с Соединенными Штатами они отказали Украине в планах стать более независимой от России, наладив поставки газа из Ирана. Подобный кризис произошел и на продовольственном рынке, что привело к росту цен на мясо и сахар на треть, что вызвало гнев населения. На фоне этих кризисов, угрожающих выйти из-под контроля и сокративших экономический рост вдвое с 12 до 6%, на Киев стали давить международные деловые круги, требуя не проводить реприватизацию столь широко.
Жан Лемьер, президент Европейского Банка реконструкции и развития, заявил, что если правительство не избавится от планов реприватизации, «оно не будет иметь политического доверия… Ему следует это делать лишь в самых очевидных случаях, но не слишком расширять список на реприватизацию». В июне Ющенко открыто выступил по этому вопросу, заявляя, что не должно быть «никаких опасений среди международных инвесторов». Таким образом, он хотел убедить международный капитал, что для него нет никакой опасности в существующих отношениях с олигархами – нынешними владельцами бывших советских предприятий. Главная опасность состоит в том, что любая дискуссия о криминальном происхождении собственности олигархов может освободить такие социальные силы, которые уже не удастся обуздать, и которые поставят под вопрос частную собственность на средства производства.
Политический кризис на Украине снял глянцевую кожуру с Оранжевой революции. Он открыл перед нами режим, совершенно не связанный с интересами простых работающих людей. В ходе нее чувства общественности просто эксплуатировались ради выгоды одной части правящей элиты. Для трудящихся людей ничего не изменилось с этой «революцией». Социальный кризис усиливается. Скромное повышение зарплат в бюджетном секторе съедено ростом цен, положение пенсионеров и ситуация в здравоохранении продолжает ухудшаться. Эти проблемы могут быть решены только контролем населения за распределением социального богатства, а не сменой одной части капиталистической элиты другой. Как сказал об Оранжевой революции один простой рабочий, «это была борьба миллионеров с миллиардерами».
Патрик Рихтер, Энди Никлаус
Перевод Андрея Маклакова
ДИАЛОГ.ua