Во вторник вечером Кишинев был буквально прикован к экранам телевизоров. Владимир Воронин очень редко дает интервью местным телевизионщикам, тем более в прямом эфире, откуда ничего не вырежешь и не скроешь.
Президенту задавали разные вопросы. Но председателя Социал-либеральной партии Олега Серебряну задела лишь одна фраза Воронина. На всю страну глава государства объявил, что он не намерен уходить в отставку с поста лидера Партии коммунистов Молдавии, так как, по его словам, такой шаг равнозначен предательству в условиях реформирования партии.
Воронин заявил, что он не обещал деполитизировать должность главы государства, и что журналисты неправильно его поняли в предвыборной кампании. "Я хочу быть президентом всех граждан, но для этого необходима политическая поддержка. Было бы предательством покинуть сейчас партию, благодаря которой я стал президентом", - сказал Воронин.
Вместе с тем, он подтвердил, что в настоящий момент идет работа по реформированию партии, которая сохранит свою левую ориентацию. Не исключено что коммунистическая партия вовсе сменит свое название. По слухам, в будущем названии будет содержаться фраза "европейская интеграция". Однако Воронин заявил, что не торопится сообщить, как будет называться Партия коммунистов в дальнейшем, а рассказать другие подробности на эту тему отказался.
Вчера же председатель Социал-либеральной партии Молдавии Олег Серебрян заявил, что хотя в Парламенте только три депутата СЛП, он начнет переговоры с другими парламентскими формированиями на тему отставки действующего главы государства, который, по его словам, "обманывает собственный народ". Серебрян подверг критике манеру, в которой Воронин говорил об условиях парламентской оппозиции от 4 апреля, которые президент обещал выполнить перед парламентом и международным сообществом. Серебрян особо отметил отказ Воронина от идеи уйти с поста лидера партии.
Президент заявил также, что он "очень высоко ценит партнерство, сформировавшееся после 4 апреля с определенными оппозиционными парламентскими формированиями". Он подчеркнул значение присутствия оппозиции в контрольных органах государства и необходимость реформирования системы правосудия. Это были одни из условий оппозиции для поддержки кандидатуры Воронина на пост президента страны. Вместе с тем, глава государства отметил, что реформы торопить не следует и что, по его мнению, их следует проводить постепенно, благоразумно и качественно. Рост количества дел, проигранный в Европейском суде по правам человека, Воронин мотивировал, в частности, невыполнением судебных решений. Тем не менее, он уточнил, что в настоящий момент готовится проект закона об ответственности властей за принятие неверных решений.
Коснувшись отношений с Россией, в частности импорта природного газа и энергетической проблемы, с которой столкнулась Молдавия, Воронин сказал, что "за то время, что мы занимаемся реинтеграцией государства, многое изменилось". При этом он подчеркнул, что в настоящий момент ведутся переговоры, и выразил надежду, что проблемы будут преодолены. Зато отношения с Румынией, по его словам, хорошие, несмотря на то, что, в отличие от румынского президента Траяна Бэсеску, Воронин не признает синтагму "два государства – одна нация". Президент высказался за ратификацию базового договора с Румынией, но сообщил, что документ должен соответствовать принципам Европейского союза.
Воронин назвал неприемлемым объединение своей страны с Румынией. Он категорически отверг возможность объединения двух стран. "Существуют два независимых государства. Мы с президентом Румынии договорились, что Молдова и Румыния встретятся в качестве независимых и суверенных стран в Европейском Союзе", - сказал Воронин.
Президент Молдавии также назвал неприемлемым для Кишинева озвученный на днях тезис президента Румынии Траяна Басеску относительно того, что могут существовать два государства, но одна нация. "Проведенная в прошлом году перепись населения продемонстрировала, что 94% коренных жителей Молдавии считают себя молдаванами, а не румынами. Из этого мы и исходим", - отметил Воронин.
Андрей Тихонов, УТРО.ru