Жесткий закон в отношении неправительственных организаций (НПО), который президент России Владимир Путин и его кремлевское окружение активно продвигают в покорной Госдуме, представляет Путина в истинном свете. Это шаг антидемократического правителя, действующего на основании параноидальных идей своих спецслужб, будто иностранные правозащитные, образовательные и медицинские организации являются скрытыми инструментами западных разведок, которые готовятся организовать народные волнения в России, подобные тем, в результате которых были свергнуты коррумпированные режимы в Грузии и на Украине.
Российские либералы возражают против ужесточений по отношению к НПО. Бывшие сенаторы США Джек Кемп и Джон Эдвардс, сопредседатели специальной группы по России Совета по международным отношениям, в прошлом месяце подписали убедительное письмо президенту Бушу, в котором предупреждали, что предложенный Путиным законопроект "свернет плюрализм в России и нанесет вред контакту между нашими обществами", позволив Кремлю "закрыть общественные организации просто потому, что их позиция и деятельность кажется ему неудобной".
Если Кремль вообще можно убедить отказаться от его попытки захватить контроль над последними оставшимися островками свободы в российском гражданском обществе, то Буш и другие лидеры демократических государств должны сказать Путину, что он не может быть председателем группы развитых демократических государств "большой восьмерки" в январе, одновременно наступая на горло независимым НПО.
Этот законопроект был принят в первом чтении при соотношении голосов 370 к 18. Будучи принятым окончательно, этот закон распространит уже существующий централизованный контроль Кремля над СМИ, судебной властью, основными энергетическими компаниями и региональными губернаторами, которых теперь назначает Путин, на 400 тысяч неправительственных организаций, действующих в России.
В своем настоящем виде законопроект вынуждает все НПО регистрироваться через Министерство юстиции РФ. Он, кроме того, запрещает иностранное финансирование НПО и работу в них иностранцев.
Это означает, что такие международные организации, как Greenpeace или Amnesty International, будут вынуждены закрыться, а если они пожелают продолжать свою деятельность, то им придется заново зарегистрироваться в качестве российских юридических лиц.
Намерение таким путем, через законодательство, установить тотальный контроль над российским гражданским обществом – это явление того же порядка, что и использование коррумпированной судебной системы для конфискации наиболее ценного подразделения гигантского энергетического конгломерата ЮКОС и высылки его бывшего главы Михаила Ходорковского в исправительно-трудовой лагерь на Дальнем Востоке страны.
Друг и партнер заключенного магната Леонид Невзлин недавно выступал в Центре Дэвиса в Гарварде и с горькой иронией подытожил направление путинской России формулой: "Одна компания – одна страна".
Путину надо указать, что он не может беспрепятственно конфисковать остатки российского гражданского общества тем же способом, которым он уже конфисковал телевизионные каналы и нефтяные компании.
Inopressa