Британское и американское руководство подверглось неожиданно резкой критике со стороны литературной элиты. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2005 год британский драматург Гарольд Пинтер произнес антибушевскую нобелевскую речь. Таких скандалов в Стокгольме давно не было.
«Война в Ираке – бандитский акт государственного терроризма, свидетельство абсолютного презрения к нормам международного права», – считает Гарольд Пинтер. Известный британский драматург, получивший в этом году Нобелевскую премию по литературе, превратил трибуну шведской академии наук в Стокгольме в место политического митинга. Такого нобелевская история не знала со времен Александра Солженицына. Вообще-то Пинтер серьезно болен и на вручение премии 10 декабря не поедет. Он прислал видеообращение, записанное в минувшее воскресенье. Минувшим вечером провокационное видео впервые посмотрели в Стокгольме.
Речь Пинтера озаглавлена «Искусство, правда и политика». Выступление занимает около часа, при этом собственно литературная часть речи явно уходит на задний план. Пинтер говорит почти исключительно о политике, о правде и лжи в искусстве и о тотальной лжи в политике. «В литературе образы могут быть как лживыми, так и правдивыми. Но политики заинтересованы не в установлении правды и справедливости, а лишь в обретении и укреплении власти», – заявил Пинтер. По словам драматурга, США использовали двойные стандарты последние несколько десятилетий, поддерживая после Второй мировой войны диктаторские режимы в разных странах мира. «Я говорю об Индонезии, Греции, Уругвае, Бразилии, Парагвае, Гаити, Турции, Филиппинах, Гватемале, Сальвадоре и, конечно же, о Чили», – уточнил писатель. Великобританию же Пинтер назвал «маленьким мычащим ягненком, которого Америка тянет за собой на поводке». Свои образные рассуждения литератор иллюстрировал примерами из политической жизни последних лет и месяцев, для чего перешел на личности.
Он дал понять, что Джордж Буш и Тони Блэр намеренно лгали о якобы имеющемся у Саддама Хусейна оружии массового поражения. «Нас убеждали в том, что Саддам связан с "Аль-Каидой" и что он несет частичную ответственность за теракты в сентябре 2001 года в США. Все это оказалось ложью», – заявил Пинтер. По словам литератора, президента США Буша и британского премьера Блэра следует судить в Международном уголовном суде, поскольку они виновны в смерти тысяч человек. «Сколько человек нужно убить, чтобы считаться серийным убийцей или военным преступником? Сто тысяч? Думаю, этого вполне достаточно. Хотя Буш оказался умнее. Он не ратифицировал документы о создании Международного уголовного суда», – резюмировал Пинтер. Разумеется, от Пинтера стоило ожидать чего-то такого. Его писательская и общественная карьера наталкивают на подобные мысли.
В последние годы, пока позволяло здоровье, Гарольд Пинтер вел активную общественно-политическую и правозащитную деятельность. Он последовательный критик внешней политики США, выступал против интересов Израиля в ближневосточном конфликте. Он активно протестовал против войны в Ираке и Афганистане, неоднократно выступал с критикой внешней политики своей страны в британском парламенте, вошел в Международный комитет в защиту Слободана Милошевича. Ранее в своих публичных выступлениях неоднократно критиковал политику премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер и ее тогдашнего ближайшего политического единомышленника – президента США Рональда Рейгана. После терактов 2001 года в США драматург в очередной раз не сдержал эмоций и, как считают некоторые обозреватели, переступил границы политкорректности. Так, спустя несколько часов после атаки терроистов-смертников на нью-йорские башни-близнецы ВТЦ он грубо выругал американцев, за что ему пришлось впоследствии извиняться.
Ранее в Стокгольме уже случались скандалы с литераторами, номинированными на Нобелевскую премию. Так, в 1970 году Кремль решил продолжить практику, начатую с Борисом Пастернаком, и не разрешил Александру Солженицину официально получить эту премию. Тогда шведская сторона предложила Солженицыну тайно доставить премию в СССР и тайно же ее здесь ему вручить. Солженицын отказался и получил ее лично на церемонии в Стокгольме в 1974 году. В своей стокгольмской речи Солженицын говорил об опасности изоляционизма культур и объединяющей роли прессы («За последние десятилетия человечество стало обнадежно единым, и произошло это через международные радио и печать»). Он обличил ООН в пренебрежении «малыми сими» и много говорил о превосходстве литературы и искусства над политикой. В этом его лекция перекликалась с обнародованной вчера речью Пинтера.
Политизированной оказалась и нобелевская лекция португальского писателя-коммуниста Жозе Сарамаго. Его речь называлась «Как герои учат автора ремеслу» и была произнесена в декабре 1998 в Стокгольме. Сарамаго признался в ходе выступления, что главное чувство, которое вдохновляло его при написании этого романа, – «коллективно-бессознательно-португальская» обида на пренебрежительное отношение к его родной стране.
Ранее в Стокгольме уже случались скандалы с литераторами, номинированными на Нобелевскую премию. Так, в 1970 году Кремль решил продолжить практику, начатую с Борисом Пастернаком, и не разрешил Александру Солженицину официально получить эту премию. Тогда шведская сторона предложила Солженицыну тайно доставить премию в СССР и тайно же ее здесь ему вручить. Солженицын отказался и получил ее лично на церемонии в Стокгольме в 1974 году. В своей стокгольмской речи Солженицын говорил об опасности изоляционизма культур и объединяющей роли прессы («За последние десятилетия человечество стало обнадежно единым, и произошло это через международные радио и печать»). Он обличил ООН в пренебрежении «малыми сими» и много говорил о превосходстве литературы и искусства над политикой. В этом его лекция перекликалась с обнародованной вчера речью Пинтера.
Политизированной оказалась и нобелевская лекция португальского писателя-коммуниста Жозе Сарамаго. Его речь называлась «Как герои учат автора ремеслу» и была произнесена в декабре 1998 в Стокгольме. Сарамаго признался в ходе выступления, что главное чувство, которое вдохновляло его при написании этого романа, – «коллективно-бессознательно-португальская» обида на пренебрежительное отношение к его родной стране.
Василий Сергеев, Газета.Ru